Демилитаризация по-молдавски: что хотят сделать с Приднестровьем?
Новоназначенный премьер-министр Молдовы Дорин Речан с ходу потребовал вывести российские войска из Приднестровья, а непризнанную республику вместе с ее жителями полностью демилитаризировать.
«Мы должны добиться одной фундаментальной вещи — демилитаризации. После этого следует все остальное, и очень важна экономическая и социальная интеграция наших граждан, которые там находятся, но на первом месте — демилитаризация. Это зависит от многих вещей, но в какой-то момент это будет решено… Демилитаризация Приднестровья должна быть достигнута путем эвакуации российских войск и демилитаризации местных жителей», – заявил премьер Молдовы Речан.
По большому счету, даже если очень уважительно относиться к молдавским властям, самостоятельно решения о судьбе Приднестровья там точно не принимают. Поэтому, когда местный премьер публично рассуждает об эвакуации российских войск и «демилитаризации местных жителей», - идея это все же внешняя.
Другое дело, что существуют необходимые процедурно-церемониальные моменты, которые все соблюдают. Даже если решения по Приднестровью принимаются в другом месте, о выводе оттуда российских войск все же не может начать публично говорить, скажем, министр обороны Великобритании или директор ЦРУ. Поэтому Речан в нашем случае – это спусковой механизм, анонсирующий запуск радикальных процессов. А то, что процессы имеют все основания перейти в радикальное русло, свидетельствует и скорая реакция Кремля на слова премьер-министра Молдовы. В частности, Песков уже посоветовал Речану «быть более осторожным».
Теперь проанализируем, к чему все катится. Мы уже подробно анализировали, что из себя представляет армия Приднестровья. Повторим только общие характеристики. Она очень небольшая, вооружена устаревшей техникой советского образца, и в целом, уровень ее боеспособности трудно оценить. Но мы подозреваем, что он не очень высокий.
Российский воинский контингент в Приднестровье тоже небольшой и едва превышает 2 тысячи человек. Но и «российский» он с большой натяжкой. По сути, это жители Приднестровья с российским паспортом, но на балансе ВС РФ.
[banner_lucky_v_news]
{banner_lucky_v_news}
[/banner_lucky_v_news]
И все же всего этого вполне хватает, чтобы армию уровня Молдовы особо не опасаться. По крайней мере, в текущем ее состоянии. Поэтому «окончательное решение» приднестровского вопроса в данном случае возможно исключительно другими способами.
Первый – это накачать Молдову современным оружием, натаскать местные вооруженные силы и бросить их в бой. Формально здесь будут соблюдены все приличия, а главное – международная законность. Но все же это эволюционный путь, который требует какого-то времени. А при быстро меняющейся обстановке время сегодня – самый дорогой ресурс.
Второй способ – это провести прокси-военную кампанию, например, с помощью румынских подразделений или «отпускников». Но здесь главный минус – это невозможность полностью скрыть операцию таких масштабов, а Румыния все-таки член НАТО.
Третий способ – напрямую подключить к операции подразделения ВСУ, для которых Приднестровье точно не станет чем-то особо невыполнимым. По крайней мере, удержать Бахмут гораздо сложнее, чем войти наскоком в непуганное уже 30 лет войной Приднестровье. К тому же у ВСУ есть серьезная дополнительная мотивация для подобной «спецоперации» – это захват крупнейшего в Европе арсенала в селе Колбасна. Если ВС РФ его не заминировали и не попытаются подорвать при попытке захвата, то ВСУ на очень долго сумеют перекрыть проблему снарядного голода.
В любом случае, если война случится, шансы на длительное сопротивление у Приднестровья минимальное.
Главный вопрос – как на все это будет реагировать Россия?
Больше половины всех жителей Приднестровья – это около 220 тысяч человек – граждане России. Просто промолчать, отозвать посла из Кишинева или ограничиться грозными комментариями здесь у РФ уже не получится. «Проглотить» потерю Приднестровья – это большой репутационный урон геополитического масштаба.
Поэтому мы предполагаем, что ситуация будет сейчас развиваться больше на кулуарном уровне. В Москве будут доносить все военные риски руководству Молдовы в случае попыток захода в Приднестровье. Насколько это сработает, вопрос открытый. Все-таки не Санду и Речан принимают решения по военной операции против Приднестровья. Но кулуарные переговоры как минимум способны замедлить решение о вторжении. Напомним, весной-летом минувшего года проблематика Приднестровья стояла не менее остро, но по итогу тема заглохла и всплыла только сейчас.
Ну, а далее, если «спецоперация» таки начнется, Молдова с огромной вероятностью будет включена в «пакет» ракетных ударов ВС РФ. Размер страны – это как соседняя Одесская область, то есть совсем уж разорительно для ракетного арсенала РФ не будет.
Другое дело, что последует за этим всем. Ракетные бомбардировки Молдовы сами по себе Приднестровье не вернут, зато война выйдет уже окончательно за пределы Украины, а НАТО будет вовлечено в конфликт еще больше.
Но опять же пока что не стоит забегать столь далеко. На данном этапе мы склонны полагать, что ситуацию удастся удержать кулуарно, и военного вторжения в Приднестровье не состоится. Но это с раскладами на сейчас. По крайней мере, мы не видим оснований того, что военное решение окончательно принято.
Источник: КTime