Если верить властям, реформы в Украине уже два года идут полным ходом. Почему же у бизнесменов проблем меньше не стало? Показатели делового климата по-прежнему близки к нулевому значению. В чём причина и можно ли изменить ситуацию?
Год-другой — и мы в двадцатке?
Намерение запустить реформы, которые приведут Украину в Европу, декларировало постмайданное правительство. Причём одной из главных задач называли совершенствование бизнес-климата. Дерегуляция в этой сфере преподносилась чуть ли не как панацея для украинского бизнеса и главное условие притока инвестиций.
Справедливости ради стоит отметить, что кое-что в этом направлении у правительства получилось. В свете подготовки к «безвизу» и ЗСТ принято несколько законов, в той или иной степени влияющих на работу бизнеса. Обновление Налогового кодекса, сокращение сроков открытия бизнеса и объёма разрешительных документов — также жирный плюс. Очень даже по-европейски выглядит запуск «Электронного кабинета предпринимателя» с полным пакетом услуг, начиная от регистрации и расчёта налоговой базы и заканчивая онлайн-консультациями.
Всё это позволило уже в 2015 году улучшить позиции Украины в рейтинге Doing Business на 13 пунктов и занять 83-е место среди 189 стран. А за этот год, по мнению первого вице-премьера Степана Кубива, Украина имеет шанс подняться ещё на 15 пунктов.
Согласно подсчётам экспертов World Bank подъём на один пункт в Doing Business может приносить стране $500–600 млн. Так что не зря правительство в своём Плане приоритетных действий на текущий год предусмотрело принятие ещё ряда законов, которые по идее позволят нам войти в 2017 году в топ-50, а в 2018-м — в первые 20.
Единодушие без взаимности
Невзирая на потуги правительства, сегодняшние отношения бизнеса с государством далеки от партнёрских. По данным независимого исследования, проведённого экспертами программы USAID Annual Business Climate Assessment, почти 85 % компаний сегмента МСБ назвали регуляторную политику государства одним из препятствий на пути своего развития. Вместе с тем 89 % опрошенных всё-таки хотели бы иметь прямую или косвенную поддержку правительства. Доверяют правительству всего 30 % респондентов, главе государства — 25 %, Верховной Раде — 22 %, — таков процент взаимности на сегодня.
Неудивительно, что сегодня Индекс делового климата Украины по шкале от -1 до +1 застрял на отметке 0,01, то есть исчезающе мал.
Опрошенные предприниматели, а это около 2000 представителей разных сфер бизнеса, были практически единодушны в определении основных проблем, препятствующих их деятельности: падение покупательского спроса, девальвация нацвалюты и инфляция, коррупция и несовершенство налогового администрирования. В результате свыше 40 % опрошенных вынуждены были снизить объём деятельности, около 8 % собираются это сделать. Каких-либо позитивных изменений ждут лишь 35 % респондентов.
По мнению директора экономических программ Центра Разумкова Василия Юрчишина, для результативности реформ в дерегуляции бизнеса не хватает координации действий всех участников процесса. Предпринимателям следует понять, что регуляторная либерализация — это не анархия, а всего лишь превалирование рыночных принципов регулирования над административными, облегчение административно-регуляторного бремени, особенно болезненного для МСБ.
С чего бы начать…
Кое-какие планы в этом направлении Кабмин уже обнародовал. В приоритетном порядке объявлена реформа таможни. С начала года уже работает соответствующая программа ЕС, на реализацию которой предоставлено 1,85 млн евро. Сюда же пойдёт часть $220 млн, выделенных на реформы правительством США.
Далее на очереди — реформа ГФС, ликвидация налоговой милиции, изменение порядка администрирования налогов. Это прописано в проекте очередных поправок в Налоговый кодекс, представленном Минфином. Если депутаты одобрят законопроект, премьер обещает введение на 2–3 года моратория на любые изменения налогового законодательства.
Между тем эксперты твердят своё: первоочередная задача Кабмина — скорейший подъём экономики. Это автоматически оживит бизнес, повлечёт рост производства, услуг и поступлений от налогов. Заявленный на этот год экономический рост в 1–2 % явно недостаточен, — это скорее минимальный уровень выживаемости страны, а не подъём.
Предлагаемые сегодня Кабмином меры спасения экономики и бизнеса, безусловно, важны, но всё же вторичны, считает ведущий специалист ИК Dragon Capital Сергей Фурса. Принято немало правильных законов, но в реальности легче работать не стало, потому что основной проблемой Украины является недостаток верховенства права. Кстати, по итогам 2015 года Украина по этому показателю на 70-м месте из 102 возможных в рейтинге World Justice Project.
Вечная тема
Тему главенства права в Украине неоднократно поднимали и наши западные друзья. Так, еврокомиссар Йоханнес Хан не так давно отметил, что хотя Украина и показывает неплохие результаты в законотворчестве в пользу бизнеса, уже пора продемонстрировать и реальные действия. Какой смысл постоянно менять законы и принимать новые, если коррупционная составляющая в отношениях предпринимателей и государства не искоренена? Только устранение этой, главной сейчас для Украины, проблемы сможет оживить бизнес, уверен еврочиновник.
Впрочем, о верховенстве права стоит помнить и бизнесменам, которые норовят «решать вопросы» по старым схемам. Отдельные компании, столкнувшись с проблемами сертификации своей продукции для еврорынка, делают попытки зайти туда, что называется, через «заднее крыльцо», в обход правил ЕС. Так что, хотя претензии к правительству и обоснованны, свою долю ответственности должны осознавать и критики реформы.
Zavarnik