Международный выставочный форум по судоходству, судостроению и развитию портов «Одесса 2016» на Морвокзале собрал более 250 фирм и предприятий из более чем 20 cтран мира. На тематических выставках был представлен широкий круг портового и судового оборудования и решений, технологии судоремонта, отраслевые услуги.
Смысловое наполнение мероприятия обеспечивали Одесский международный экономический саммит «Государство и бизнес: партнёрство в новых экономических реалиях», а также транспортная конференция «Развитие рынка транспортных услуг в Украине в условиях интеграции в Европейскую и международную транспортные системы».
Темы обсуждений касались стратегии развития портовой инфраструктуры и интермодальных перевозок. Отдельные сессии были посвящены потенциалу «Нового Шёлкового пути» и расширению инфраструктурных возможностей Украины.
Что отдадут в концессию?
Государственно-частное партнёрство — вот формат, который многие выступавшие видят ключевым для успешного развития интермодальных перевозок. Причём основной формой потенциальных ГЧП в портах Украины должна стать концессия, заверил заместитель директора департамента Минэкономразвития Алексей Геращенко.
Он поведал о том, что рабочая группа по государственно-частному партнёрству министерства инфраструктуры занимается подготовкой технико-экономического обоснования для передачи в концессию двух портов: «Херсонского МТП» и СК «Ольвия» (ранее специализированный морской порт «Октябрьск»).
Оба эти объекта совокупно обеспечивают менее 10 % украинской перевалки и представляют собой единый имущественный комплекс, что удобно для передачи в концессию. А ещё в августе министр инфраструктуры Владимир Омелян упоминал об интересе китайских операторов к портам «Черноморск» и «Южный».
Аккурат в день начала конференции стало известно о том, что порт «Черноморск» остался без основной паромной линии, которая сейчас работает в рамках «Нового Шёлкого пути». Паромы «Укрферри» переведены в Ильичёвский рыбный порт; вероятно, туда может уйти и турецкая линия оператора.
А в начале осени стало известно о планах «Укрзализныци» запустить собственные паромы в направлении Грузии. Именно железнодорожный транспорт является основным в интермодальной схеме украинско-грузинско-азербайджанско-казахского участка Нового Шёлкового пути. И не исключено, что паромный комплекс Черноморска освобождается именно под этот проект с возможным участием иностранного капитала. К тому же для осуществления этого проекта «УЗ» планировала создать отдельную судоходную компанию.
«Узкие» места
На сегодня грузопоток «УЗ» на 44 % обеспечен экспортными грузами, на 15 % — транзитом и на 10 % — импортом. При этом две трети перемещаемых портовых грузов отправляются железнодорожным транспортом, уточнил профессор Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта Дмитрий Козаченко.
Демонополизация рынка железнодорожных перевозок может начаться именно на стыке портовых комплексов и прилегающих к ним подъездных путей. Появление частных перевозчиков «по краям» железнодорожной сети Украины с гарантированным грузопотоком позволит им использовать схемы регулярной маршрутной отправки грузов. «УЗ» как госструктуре, управляющей инфраструктурой, необходимо провести разделение тарифов на свои услуги с учётом того, что значительная часть работ потенциально может выполняться частными операторами.
Самой проблемной в развитии интермодальных перевозок из украинских портов в широтном направлении остаётся тарификация перевозки грузов по национальным отрезкам железнодорожной сети и прохождение таможенных процедур, отмечает исполнительный директор Ассоциации портов Чёрного и Азовского морей (BASPA) Георгий Токман.
«В чём главная проблема, которую пока с трудом удаётся преодолевать? Это процедуры пропуска через границу. Пока ещё мы не освоили передовые методы выполнения этих операций. В последние годы вследствие чрезвычайных проблем с пропуском грузов в портах импорт из Китая в Украину осуществляется морскими судами через Суэцкий канал, Средиземное море, Гибралтар на Балтику и в прибалтийские порты. А затем из этих портов уже в Украину», — констатирует Георгий Токман.
Таким образом, для эффективной работы частников в портах Украины нужны будут не только соответствующие инфраструктурные мощности, но и комплексные организационные решения, в принципе перестраивающие работу контролирующих органов.
Надежды на ближайшее будущее
Когда ждать концессионеров, представители Минифраструктуры не сообщили. По всей видимости, не раньше середины следующего года. Необходимо завершить аудит потенциальных проектов и главное — принять новый закон о концессиях, который сейчас разрабатывается. Без законодательной основы и конкретных предложений со стороны потенциальных инвесторов концессионные перспективы выглядят только перспективами, хотя и очень неплохими по ожидаемому экономическому результату. Как показывает опыт морских транзитных стран, вложение $1 в транспортную инфраструктуру даёт $2–$3 прироста ВВП. Если говорить о «Новом Шёлковом пути», то Китай уже выделил $5 млрд на его развитие и готов вложить еще $15 млрд. Китайцы путём слияний создали глобального игрока на рынке международных морских перевозок Cosco China Shipping Group, для которого украинский берег может показаться небезынтересным.
Zavarnik