По сравнению с европейскими странами с похожим климатом мы используем энергоресурсов втрое больше. Чтобы кардинально решить задачу нехватки энергетических ресурсов, Кабмин задумал создать Фонд энергоэффективности. Поможет ли это жилищно-коммунальной сфере, то есть нам с вами, рядовым потребителям её услуг?
Глобальное потепление — наша заслуга!
По данным Минэкономразвития, в год Украина тратит на отопление свыше 18 млрд кубов газа, из которых 2,4 млрд теряется в сетях и 9 млрд — в домах. Реально до потребителя доходят около 7,2 млрд кубов, за которые он переплачивает вдвое.
Кабмин в лице вице-премьера Геннадия Зубко утверждает, что модернизация теплосетей и утепление домов могут сэкономить ежегодно до 11 млрд кубов голубого топлива, но не сразу — через 5–8 лет. Уверен в этом и замглавы профильного комитета Верховной Рады Александр Домбровский. По его подсчётам, если догнать по уровню энергоэффективности соседнюю Польшу и отказаться от импорта газа, материальное благосостояние граждан можно повысить не менее чем в 3,5 раза.
Украина имеет громадный потенциал в этом отношении и отсутствие внятной государственной политики и системной работы по внедрению культа энергосбережения, как это практикуют на Западе. Проект Кабмина — создание Фонда энергоэффективности — сулит существенное снижение потребления газа; проектная экономия на энергоресурсах — около $3 млрд в год. Правда, авторы проекта скромно умолчали о доле промышленных объектов в энергозатратах и тепловых потерях; каким образом она будет снижаться?
С мечтой о миллиардах…
Субсидии консервируют бедность, заявил Зубко. Вместо них правительство предлагает населению помощь в персональной модернизации жилья для экономии ресурсов. Этим и будет заниматься новый орган с весны следующего года. Наполнять Фонд необходимыми средствами (примерно 20 млрд грн) планируется из нескольких источников: госбюджета, донорской помощи, частного инвестирования и монетизации субсидий. Госбюджет выделит 800 млн грн, 100 млн евро — Евросоюз и ещё 25 млн евро — Германия.
Возглавлять фонд будет комитет из представителей Кабмина, стран-доноров и МФО. Технический офис займётся разработкой проектов повышения энергоэффективности зданий. Менеджеров наймут из ранее не работавших в бюрократических структурах, чтобы минимизировать коррупцию.
Но для всего этого нужны новые законы. И тут начинается самое интересное. Собственников зданий обяжут провести энергоаудит за свой счёт (типовая многоэтажка потянет на 5–12 тыс грн) и получить сертификат, а за его отсутствие грозит штраф от 3400 до 5100 грн. «Мы должны понимать, что внедрение европейских директив будет стоить каждому из нас. Это будут небольшие деньги», — заявила по этому поводу зампред комитета ВР по ЖКХ Алёна Бабак (соавтор законопроекта).
Но мнения экспертов о стоимости энергоаудита и сертификации разошлись. По словам директора энергосервисной компании ДТЭК ЭСКО Романа Федорченко, «ещё больше споров о том, что даст и одно, и другое жителям». Деньги на проект модернизации придётся брать в банке под проценты. Кому-то фонд будет компенсировать до 50 % кредита, а кому-то, может, и беспроцентный перепадёт, но кому и за какие заслуги — этим авторы проекта не заморачивались.
Нет денег — нет Фонда
Примерная сумма годового объёма рынка энергоэффективности — около 10 млрд грн — выглядит весьма заманчиво. Если у правительства получится протолкнуть такой мегапроект, он позволит неплохо заработать МСБ на энергоаудите, проектировании, утеплении домов и сетей. По подсчётам специалистов, примерная стоимость комплекса таких работ для многоэтажного дома может варьировать в пределах 5–8 млн грн.
Впрочем, и при положительном решении депутатов работа Фонда в предполагаемые сроки вряд ли начнётся. Большой вопрос — его наполнение средствами: от ФРГ согласие якобы получено, но по поводу ЕС пока неясно, учитывая конфуз с нашим эмбарго на вывоз древесины и затяжки с принятием «энергетических» законов. И хотя глава Минфина уверяет, что помощь от ЕС на подходе, вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович на встрече со спикером ВР дал понять: без новых законов денег не дадут. А если донорских вливаний не будет, деньги придётся отрывать от госбюджета или просить у кредиторов. Под большим сомнением и наша часть финансирования Фонда: слушания по бюджету только начинаются, когда и чем они закончатся — тоже вопрос; в кулуарах ВР витает мысль, что бюджет в том виде, в каком его подал Кабмин, нереален как по доходной, так и по затратной части.
Сыровато будет!..
Есть и другие моменты. Первый — ОСМД: этот проект практически потерпел фиаско из-за организационно-правовых просчётов правительства. Несогласованность между жильцами может похоронить и эту идею.
Далее — строгое целевое предназначение монетизации субсидий. То есть эти средства вернутся в Фонд. Но, как утверждает Алёна Бабак, многие депутаты категорически против монетизации остатка в пользу Фонда: люди должны свободно распоряжаться полученной от государства суммой.
Добавим сюда нехватку аудиторов с соответствующей квалификацией, что обусловит рост цен на их услуги.
Наши чиновники брали за ориентир опыт прибалтийских стран и Польши. Но там реформы поддержал средний класс, а у нас, по данным ООН, около 80 % граждан находятся за чертой бедности. Где им взять деньги на поддержку правительственных инициатив? Не говоря уже о том, что проект вызывает живые воспоминания о программе «тёплых» кредитов, обернувшейся разочарованием для тех, кто их взял.
Энергосбережение — дело крайне важное и нужное. При нынешнем техническом состоянии нашего ЖКХ — почти сказка. Но, как свидетельствует мировой опыт, с чётким алгоритмом распределения сил и ресурсов любая сказка может стать былью. Что ж, подождём доработки проекта.
Zavarnik