«Минск-3»: возможно ли трижды войти в одну и ту же реку?
На фронте сложилась очень странная ситуация. Экспертные сообщества на самых разных уровнях обсуждают возможное скорое наступление России, а также подготовку Украиной уже своей контратаки на весну-лето. Но фронт стоит, за исключением одной точки в районе Бахмута. Одновременно в эфир просачиваются сообщения о возможности выхода сторон на некие соглашения, которые условно можно обозначить как «Минск-3».
Ситуация на фронте для многих действительно непонятная. Даже за Бахмут, создается такое впечатление, бои стали меньшей интенсивности. На остальных участках фронта не то, чтобы тотальная тишина, но он на сотни километров статичен.
При этом большинство аналитиков и на Западе, и в РФ прогнозировали в январе-феврале большое наступление России. И наш канал неоднократно делал – да и сейчас продолжает делать – подобные прогнозы. И речь идет не о каких-то инсайдах, а о самой логике развития этой войны. Кремль Западом поставлен в предельно жесткие рамки и на минималках выйти из этой войны ему не дадут. Об этом, например, ярко свидетельствуют недавние признания-воспоминания экс-премьера Израиля Бенета. По сути, ничего другого, кроме полной капитуляции, кремлевским больше не предлагается.
[banner_lucky_v_news]
{banner_lucky_v_news}
[/banner_lucky_v_news]
В ответ Россия провела мобилизацию и все более интенсивно переводит экономику на военные рельсы. Загруженность оборонных заводов в РФ уже сейчас в большинстве случаев трехсменная. Мобилизация завершилась еще до нового года. Слаживание войск закончилось в январе. То есть по всем признакам Россия должна перейти в наступление. Более того, военно-политическая задумка наступления тоже предельно понятна.
В зависимости от успехов наступления эти цели можно ранжировать так:
а) тотальная победа с демонтажем киевской власти и установления контроля над всей Украиной;
б) стратегическая победа, со значительным продвижением на разных направлениях, что вынуждает Киев пойти на провальные для себя мирные переговоры;
в) умеренные успехи, вроде выхода на административные границы Донбасса, что вынуждает стороны признать несостоятельность полной победы России и Украины и прийти к компромиссу о заморозке конфликта по текущей линии фронта.
Все варианты в той или иной степени выгодны Кремлю и совсем не интересны Украине. Но чтобы хотя бы один из вариантов сработал, должно быть базовое условие – наступление России. А вот его все равно нет.
Причин этому может быть несколько.
Первая причина – еще не время. Наступление, особенно крупное, зависит от сотен самых разных факторов, следствием которых будет успех или провал операции. И раз наступления нет, значит, факторы пока что не сходятся.
Причина вторая – политические сомнения кремлевских. По истечении года эту войну очень тяжело назвать удачной для России. Это не означает, что РФ ее проигрывает. Более того, российская армия заметно трансформируется и, по нашим наблюдениям, становится сильнее той, которая год назад начинала «спецоперацию». Стало больше понимания того, на какой войне они очутились. Но еще один большой провал в ходе наступления может очень здорово расшатать изнутри и российскую армию, и политическую монолитность вокруг Кремля.
Причина третья – смена генеральной военной концепции. Здесь ситуацию можно сравнить с Курской битвой 1943 года. Красная армия к лету 1943 года по всем базовым показателям превосходила вермахт, и сама готова была начать стратегическое наступление на фронте. Но стало известно, что и вермахт готовит большое наступление, а потому концепция была изменена – сначала вымотать наступающие подразделения вермахта в оборонительных боях, а затем самим перейти в контрнаступление.
Ситуация в этом плане сейчас очень похожая. Украина и ее западные союзники анонсируют большое весенне-летнее наступление ВСУ. Направление его, в общем-то, очевидно – это попытка выхода на Азовское море с последующим рассечением группировки ВС РФ на две части. Соответственно, и россияне могут попытаться разыграть подобие Курской битвы на запорожском направлении. Хотя мы не очень серьезно относимся к этому варианту, не зная реальной степени готовности украинских резервов, сроков поставок западной техники, а также в целом, способности украинской армии проводить столь масштабные операции. По крайней мере, подобного опыта у ВСУ еще не было.
Теперь что касается возможности заключения условного «Минска-3». В целом, мы склонны к тому, что это возможно. Но только при выполнении определенного набора условий.
Условие 1. После всех подсчетов американских элит в табличке затраты/профиты и осознания того, что на данном треке истории выжать из этой войны при сохранении допустимых издержек чего-то большего уже не получится. То есть в Вашингтоне должны согласиться на пусть не мир, но на некий перерыв.
Условие 2. Согласятся американцы не раньше, чем попробуют решить историю военным путем. Задача-максимум на 2023 год – выход ВСУ к Азовскому морю. В Белом доме это будет расценено как полная победа, и на самом деле она таковой и будет. То, что ВСУ пойдут дальше на Крым, – пока под большим вопросом. Американцы в этом плане более прагматичны и дальнейший ход боевых действий, или, напротив, их замирание будет зависеть от массы других факторов, в частности, гарантий того, что РФ не начнет шарашить по противнику ядерным оружием. Но выход на Азовское море – это основное условие всей военной кампании 2023 года.
Условие 3. Американское убеждение Украины, что «Минск-3» - это необходимо. Если ВСУ проводят парад в Мелитополе и Бердянске, то у Киева будут абсолютно триумфальные позиции. Убедить его мягко, что войну нужно притормаживать, хотя Украина еще не вышла на свои границы, – задача тяжелая, но, вероятно, выполнимая. Хотя сейчас такой вариант в Офисе президента всячески отрицают. Но в США в следующем году фатальные президентские выборы, и с украинским направлением в любом случае надо будет что-то решать именно в 2023-м.
Подводя итог, «Минск-3» на общетеоретическом уровне возможен. Но ни одного условия на данном этапе к выходу на этот формат пока еще не сложилось. Маховик войны уже раскручен так, что пока не будет большой жатвы, о мире говорить смысла нет. И самый оптимальный вариант «Минска-3» или чего-то подобного – осень этого года.
Источник: КTime