Навального не освистали
Каждый следующий московский митинг против фальсификации выборов собирает все больше людей. Первый протест на Чистопрудном бульваре собрал порядка пяти тысяч человек, митинг на Болотной площади – не менее 35 тысяч, а на проспект Сахарова 24 декабря пришло, по разным данным, от 70 до 120 тыс. человек.
Залог единства
Многотысячные митинги не проходили в Москве уже почти два десятка лет (со времен противостояния между президентом Ельциным и Верховным Советом, закончившегося расстрелом парламента из танков и досрочными выборами).
Тогда люди оказались вовлечены в противостояние ветвей власти и идеологий. Но то, что окрестили «зимней революцией», началось как несогласие с нечестными выборами, а переросло в митинги против системы и конкретных людей, ее олицетворяющих. Все еще более осложняется тем фактом, что на трибуне плечом к плечу стоят десятки людей, имеющих лидерские амбиции, и ни одного, кто бы уже являлся лидером.
Тем не менее, организовать полноценный митинг удалось. «Все было намного лучше, чем на Болотной площади, где из-за слабой аппаратуры разобрать то, о чем говорили выступающие, было почти невозможно, – отмечает «Deutsche Welle». – Мощный звук и видеомонитор, установленный возле сцены, позволили всем, кто пришел на проспект Сахарова, видеть и слышать происходящее. Это важно, поскольку выступающих на митинге граждане выбирали сами путем голосования в Интернете».
Выборы ораторов проходили в социальной сети «Facebook». Интересно, что шесть человек из первой десятки не являются политиками и не имеют амбиций ими стать. Очевидно, основной мотив – не отпугнуть людей, имеющих стойкую аллергию на политиков.
Первая десятка выглядит так: Леонид Парфенов, Алексей Навальный, Юрий Шевчук, Борис Акунин, Дмитрий Быков, Михаил Ефремов, Лия Ахеджакова, Михаил Ходорковский, Борис Немцов, Михаил Горбачев. Некоторые из «победителей» не смогли выступить, поэтому обратились к собравшимся с помощью видеообращения. Записать обращение к митингующим Ходорковского не удалось. Интересно также, что слова на митинге, вопреки обещаниям, не дали Михаилу Прохорову.
Субпротест
«Ораторов мало кто слушал, – отмечает американский журнал «Foreign Policy», недавно включивший российского оппозиционера Алексея Навального в список ста мировых мыслителей, – некоторых, например бывшего министра финансов Алексея Кудрина, даже освистали. Люди просто говорили друг с другом о политике, периодически прекращая разговоры, чтобы присоединиться к звучавшим со сцены лозунгам и речевкам».
В репортаже Би-би-си отмечается, что освистывали также Ксению Собчак, националиста Владимира Тора, одного из лидеров «Левого фронта» и депутата от «Справедливой России» Илью Пономарева.
Впрочем, определенная доля шумовых эффектов пришлась на каждого из выступающих, чему способствовала как разношерстность публики и выступающих (националисты освистывали либералов и наоборот), так и раздача свистков, явно подразумевавшая их использование.
Роль Интернета
Российские митинги едва ли были бы такими многочисленными, если бы не Всемирная сеть. Во-первых, с помощью видео, выложенного в Интернет, многие увидели, что «фальсификация выборов» – не просто оборот речи, часто употребляемый оппозиционерами. Во-вторых, с помощью социальных сетей люди узнали: таких же недовольных – десятки тысяч.
Результат – около 120 тысяч человек (по данным организаторов), вышедших на митинг «За честные выборы» на проспекте Андрея Сахарова. Правда, по данным МВД, собравшихся было 28 тысяч человек, однако эта цифра явно занижена.
В этой связи вполне логично, что одним из главных лиц протеста стал Алексей Навальный – персона, практически неизвестная в среде тех, кто не пользуется Интернетом.
«Я вижу здесь достаточно людей, чтобы взять Кремль и Белый дом прямо сейчас, – решил начать с демонстрации силы 35-летний политик, приговоренный к 15 суткам административного ареста после митинга на Чистопрудном бульваре 5 декабря, – но мы мирные люди и не будем этого делать пока. Но если это жулье будет продолжать врать и воровать, обманывать нас, мы возьмем сами».
Одним из лейтмотивов митинга было также требование об освобождении координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова, задержанного еще 4 декабря и в знак протеста объявившего сухую голодовку.
Реакция власти
Реакцию российских властей можно разделить на две части: дальнейшая либерализация риторики и дальнейшее цементирование режима.
«В пятницу Медведев представил на рассмотрение парламента пакет законопроектов, смягчающих правила регистрации политических партий и кандидатов в президенты. В то же время он повысил двух чиновников, печально известных своей бескомпромиссностью. В четверг вице-премьер Сергей Иванов, бывший министр обороны и близкий друг Путина, стал главой администрации президента – этот шаг, вероятнее всего, направлен на подготовку почвы к возвращению Путина на пост президента. Медведев также назначил Дмитрия Рогозина, откровенного националиста, который сейчас является постпредом России в НАТО, на пост вице-премьера по оборонно-промышленному комплексу, вместо Иванова», – констатирует ежедневная британская газета «The Guardian».
Иван БУХТИЯРОВ