Резко возросший дефицит Пенсионного фонда, будоражащий умы в последнее время, открывает более серьезные проблемы, чем это кажется на первый взгляд. Решение о снижении ЕСВ буквально в первый же год стало угрожать стабильной выплате пенсий. И проблема тут не только в 145 миллиардном пенсионном дефиците, пишет в своем аккаунте Facebook Сергей Арбузов, бывший глава НБУ.
Сама по себе эта цифра не такая уж большая - после галопирующей инфляции прошлого года просто изменился масштаб цен. Кроме того, в прошлом году было значительное «проседание» бюджетной поддержки пенсионеров. В целом, социальная защита пенсионеров в плановых расходах Госбюджета-2016 составляет 32% и в целом соответствует тренду последних 8 лет. Другой вопрос, что при такой инфляции нужно было бы увеличивать поддержку малоимущих, но этого сделать сейчас Минфин не может, поскольку Нацбанк в свое время так увлекся девальвацией, что теперь почти каждая четвертая гривна расходов уходит кредиторам. По сравнению с 2013 годом, когда обслуживание долга было на уровне 13% расходов, в прошлом эта статья стала занимать 23%.
Еще хуже обстоят дела со сбалансированностью самого Пенсионного фонда. Номинально, его плановые доходы 2016 года даже ниже, чем в прошлом году, что связано со снижением ставки Единого социального взноса (ЕСВ). Разрекламированная поддержка работодателей обернулась для правительства дырой в бюджете, как государственном, так и пенсионном. Надежды на детенизацию не оправдались, после стремительного падения реальных доходов в 2014-15 , зарплаты еле переходят отметку в плюс 1%, наблюдается массовая безработица и, как следствие, трудовая миграция. Экономика тоже не заработала. Эксперимент в целом оказался провальным – если бюджетная поддержка в расходах ПФУ в 2011-12 годах составляла 26%, то в текущем году она вырастет вдвое – до 52%. То есть, каждая вторая гривна Пенсионного фонда – дотационная. Хуже всего то, что при таком дисбалансе пришлось пожертвовать самими пенсионерами – соотношение расходов Пенсионного фонда к ВВП снизилась с докризисного уровня в 16% ВВП до 11% ВВП.
Судя по резким заявлениям чиновников, провал доходов стал для них неожиданностью, следовательно, начнутся новые «идеи» и эксперименты. Чего только стоит антисоциальная идея вдвое увеличить ЕСВ с минимальной зарплаты. В правительстве не понимают, что вместо поднятия заработных плат трудовые отношения просто уйдут в тень. Сейчас государство имеет 319 грн. минимального взноса, а потом не получит ничего. Кроме того, удар будет именно по беднейшим, которые не смогут уйти в тень, например сельским учителям и медсестрам. А специалистов дурацкие инициативы только подтолкнут к эмиграции или полностью нелегальной работе.