В конце минувшей недели президент Виктор Янукович обсудил с представителями прокуратуры имплементацию нового Уголовного процессуального кодекса. Участники мероприятия отметили прогресс в этом направлении, но признали, что многое еще предстоит сделать. В неудачах представители Генпрокуратуры склонны винить адвокатский корпус, а президент — органы внутренних дел. Впрочем, стороны пришли к единому выводу — следует продолжать процесс реформирования, в частности принять Кодекс об уголовных проступках.
Всеукраинское совещание сотрудников прокуратуры, посвященное результатам имплементации нового Уголовного процессуального кодекса (УПК), который вступил в силу 20 ноября 2012 года, состоялось в пятницу в Киеве в Октябрьском дворце. В мероприятии приняли участие около 2 тыс. представителей прокуратуры из всех регионов Украины. Они начали занимать свои места задолго до официального начала в ожидании главного участника совещания — президента Виктора Януковича.
Глава государства прибыл в 11.30, точно к началу мероприятия, в сопровождении генерального прокурора Виктора Пшонки. Зал встал, встретив президента продолжительными аплодисментами. Генпрокурор решительно направился к трибуне, а господин Янукович занял место в президиуме.
— Со времени вступления в силу УПК прошло пять месяцев. Чтобы изучить, как внедряется новое законодательство, сотрудники прокуратуры объехали все регионы. Результаты свидетельствуют, что кодекс работает, его положения стали реально действующими нормами права,— торжественно объявил Виктор Пшонка.
В качестве конкретных достижений генпрокурор отметил создание единого реестра досудебных расследований, который "сделал невозможным сокрытие преступлений от учета", улучшение результативности проведения досудебного следствия и "гуманизацию уголовной ответственности".
— В сравнении с I кварталом прошлого года количество лиц, взятых под стражу, сократилось вдвое. Практически отошло в прошлое применение ареста за осуществление преступлений в сфере хозяйствования,— сообщил Виктор Пшонка.
В проблемах с имплементацией нового УПК генпрокурор был склонен винить других.
— Мы надеемся на состязательность судебного процесса, в то время как защита все еще неэффективно использует предоставленные ей процессуальные рычаги,— пожаловался господин Пшонка.— Защите нужно получить практический опыт, а органам адвокатского самоуправления следует ускорить этот процесс.
Это заявление вызвало в зале одобрительное перешептывание. "Вот именно, а то можно подумать, что за УПК отвечает только прокуратура",— поделился со своим соседом один из участников совещания.
Напоследок генпрокурор посетовал на чрезмерную загруженность представителей следствия.
— Один из путей снижения нагрузки на следователей мы видим в принятии Кодекса об уголовных проступках. Его внедрение позволит исключить из Уголовного кодекса около 40 статей и 160 их частей,— Виктор Пшонка сделал паузу и повернулся к главе государства, который со скучающим видом рассматривал сидящих в зале.— Просим президента поддержать нас.
Виктор Янукович отвлекся от своих мыслей и занял место на трибуне. Отметив, что "первые шаги всегда даются нелегко", он выразил уверенность в том, что властям удастся завершить начатые реформы. Президент около получаса перечислял все внедренные в жизнь изменения. Тем временем присутствовавшие в зале прокуроры старательно конспектировали его в розданных перед началом совещания блокнотах. "Все эти и другие позитивные моменты внедрения нового кодекса являются результатом вашего преданного и упорного труда",— с чувством заявил президент, после чего неожиданно перешел к критике.
— Органы внутренних дел не до конца активизировали свои усилия в этом направлении. Надеюсь, это не связано с сознательным бойкотированием новых норм, а вызвано объективными трудностями переходного этапа,— строго сказал господин Янукович, потребовав "действовать более инициативно и ответственно".
Просьба генпрокурора о необходимости разгрузить представителей следствия нашла отклик у президента. По его словам, принятие Кодекса об уголовных проступках является одним из приоритетов государства, а сам кодекс "позволит сформировать целостную концепцию уголовной ответственности".
— Торможение взятого нами курса на гуманизацию уголовного процесса является абсолютно недопустимым,— подытожил президент, вызвав бурные аплодисменты.
"Лучше бы зарплату повысили",— шептались участники совещания, покидая зал.
Коммерсант