«Парламент обновился на две трети, – подчеркнул Александр Ефремов. – И у нас сложилась совершенно иная политическая конфигурация. Половина парламента избрана по спискам политических партий, половина – по мажоритарным округам. Созданы пять фракций, самая крупная – фракция Партии регионов – 208 человек. Не определились 27 депутатов, которые не вошли ни в какую фракцию. Благодаря изменениям в Конституции, у нас уже нет такого понятия как парламентское большинство и оппозиция. Однако для принятия законов все равно нужно, чтобы их поддержало большинство депутатов. Но нет политической силы, которая бы имела доминанту в Раде. Формально для принятия решений объединились Партия регионов и Коммунистическая партия – всего 240 голосов. И у нас есть все возможности принимать решения. Приблизительно десять депутатов-самовыдвиженцев поддерживают нас при голосовании. Таким образом, мы имеет до 250 голосов в зале для принятия решений. Но в чем состоит проблема? Когда идет сессия, то присутствует приблизительно равное количество депутатов и от большинства, и от оппозиции. У представителей оппозиции появилось желание, чтобы большинство работало так, как они хотят. Тогда возник вопрос персонального голосования (необходимость которого никто не оспаривает) и сенсорной кнопки, которая является отдельной темой для дискуссий».
Лидер фракции Партии регионов уверен: «Мы пройдем путь, который проходили все европейские страны. Италия, например, четыре года решала вопрос персонального голосования. Мы это сделаем быстрее. В нашей Конституции записана норма, которой нет в основных законах других стран – принятие решений в парламенте осуществляется в результате положительного голосования как минимум половины депутатов от конституционного большинства. То есть, необходимо 226 голосов. Мы имеем не такой большой перевес – 240 голосов. Как только часть депутатов уехала в командировки или заболела – мы уже не можем принять решение в парламенте, опираясь только на свои силы».
И оппозиции, соответственно, тоже не хватает голосов для проведения своих законопроектов.
Проблема решилась бы быстрее, если бы не было этой нормы в Конституции. Для изменений Конституции необходимо около года.
По мнению А. Ефремова, депутаты от меньшинства не просчитали все эти вопросы и просто заблокировали трибуну. Каждый день работы депутатского корпуса стоит 2 миллиона 300 тысяч гривен, и эти деньги просто вылетают в трубу, а вопросы не решаются. «Мы должны определить, кто будет нести за это ответственность, – считает депутат. – Законом о регламенте запрещено блокирование трибуны, и сейчас фракция Кличко нарушает этот закон. Согласно Конституции, голосование – это не право депутата, а его обязанность. Представители оппозиции приходят утром, помитингуют и разбегаются, оставив несколько человек кричать на большинство. Они еще не понимают, что им придется потом столкнуться с проблемой трудовой дисциплины – когда из-за частого блокирования депутаты просто отвыкнут постоянно работать в парламенте».
«Вот такой ликбез мы сейчас проводим в новой Верховной Раде, – говорит А. Ефремов. – Не сомневаюсь, что работа парламента будет запущена. Любая война заканчивается миром. И мы приступим к работе. В том числе и потому, что нам необходимо очень быстро реагировать на экономический кризис, который сейчас наблюдается в мире. Нам необходимо вносить изменения в бюджет, утверждать параметры сотрудничества с мировыми финансовыми институтами. Без поддержки Верховной Рады правительство в этом направлении двигаться не может. Блокирование работы парламента негативно влияет на экономику, имидж страны в мире и возможности улучшить жизнь людей».
«По опыту знаю, что войти в блокирование легко, а выйти трудно. К нам уже обращаются представители оппозиции и предлагают найти какую-то формулу, при которой никто бы не потерял политическое лицо. И мы такую формулу ищем. Скорее всего, будет политическое заявление, подписанное руководителями фракций, в нем будет поручение спикеру создать группу, которая бы выработала механизм индивидуального голосования в парламенте.
И в течение года все вопросы утрясутся. С моей точки зрения, ничего сверхъестественного не происходит», – убежден лидер фракции.
По мнению Александра Ефремова, на сегодняшний момент нет консенсусных вопросов, объединяющих большинство и меньшинство. Оппозиция действует на принципу «чем хуже, тем лучше». Чтобы появились точки соприкосновения, нужно работать в комитетах и наработать документы, в которых бы были заинтересованы все. В том числе, по изменениям в бюджет. Правительство уже подало предложения по изменениям в бюджет в связи с привлечением средств на международном финансовом рынке на очень хороших условиях. Но пока эти предложения лежат мертвым грузом.
Время депутатов, которые годами не ходят в парламент, уже заканчивается. Мы сами на фракции решили, что предложим написать заявление о сложении депутатских полномочий тем, кто регулярно не ходит на заседания».
Проблему «кнопкодавства» А. Ефремов считает не такой уж актуальной. «Время депутатов, которые годами не ходят в парламент, уже заканчивается. У нас таких во фракции после выборов не более трех-четырех. Мы сами на фракции решили, что предложим написать заявление о сложении депутатских полномочий тем, кто регулярно не ходит на заседания. Повлиять таким образом на депутатов, избранных по спискам партий, можно. Но на мажоритарщиков может воздействовать только избиратель». Лидер фракции попросил журналистов не сравнивать работу депутата с обычным работником, потому что если работник вдруг не приходит на завод, коллектив не останавливает свою деятельность. Да, наказание за пропуск заседания должно быть. Сейчас такого наказания нет, кроме лишения зарплаты за пропущенные дни. Но при этом нельзя блокировать работу парламента».
Он заявил, что, «учитывая моральный аспект, наша фракция решила перечислить в три детских дома зарплату за ту неделю, когда вынужденно не работал парламент».
Александр Ефремов ответил на вопросы журналистов по поводу добычи сланцевого газа в Украине. Донбасс бурлит, говорят о вреде экологии, о том, что буровые вышки будут установлены по всему Святогорью. «После того, как в Давосе президент В.Янукович подписал соглашение с Shell по поводу разработки месторождений сланцевого газа, у меня состоялся разговор с первым вице-премьером по этому поводу, – рассказал А. Ефремов. – Существуют разные мнения по поводу экологичности таких проектов, но у правительства есть весомые аргументы начать разработку. Сейчас речь идет о возможном проведении парламентских слушаний, на которых будут представлены разные точки зрения и выработано оптимальное решение».