Памятью единой
Для Ивана Кулаги – одного из наиболее активных ветеранов Донецкой области – слово «память» имеет почти сакральное значение. Она – начало начал, без нее, уверен Иван Иванович, нет ни настоящего, ни будущего.
Девятого сентября Ивану Кулаге исполнится 90 лет. Несмотря на почтенный возраст, ветеран продолжает работать, не уставая ставить перед собой трудноразрешимые задачи.
Практически все свои силы он направляет на сохранение памяти о Великой Отечественной войне. Впрочем, обо всем по порядку…
На войне
Весной 1941 г. 19-летнего юношу Ивана Кулагу призывают на срочную службу в армию. Через считаные месяцы началась война. «Сначала я был рядовым солдатом в мотопехоте, а потом стал контрразведчиком. Работал на Сахалине – интереснейшая работа. Есть что вспомнить», – с блеском в глазах рассказывает Кулага.
«В 1942 г. я был еще рядовым, но служил в подразделении особого назначения, – продолжает ветеран. – Поставили задачу: разоблачить агента немецкой разведки...»
«...Ее звали (сейчас уже можно говорить) Татьяна Ивановна Негруленко, очень красивая женщина. В нее влюбился командир роты – Захаров. Мы пошли в открытую: вызвали его в отдел контрразведки и сказали, что Татьяна – шпионка, а вот с каким заданием прибыла сюда – неизвестно… У меня мелькнула мысль: возможно, отравление в пищеблоке? Достали ее сумку, а в ней – помада с ядом», – вспоминает Иван Кулага.
После войны Иван Иванович переезжает из Кенигсберга в Ворошиловград, просит перевести его на малую родину – в Дзержинск, поскольку в семье пятеро малолетних детей, которых воспитывает мать. Ему отказывают и на три года забрасывают на Сахалин, где Кулага вычисляет агентов японской и американской разведок.
Память
Интерес к увековечиванию памяти появился у фронтовика вскоре после войны, 65 лет назад. Приехав на День Победы в Нелеповку, он обратил внимание: на мемориальной плите выбито только 14 фамилий, хотя захоронено под ней 74 бойца. Будучи в Донецке Иван Иванович посетовал на это руководителю областной организации памяти. Тот, не долго думая, предложил Кулаге заняться данным вопросом. Ветеран поехал в центральный архив РСФСР, нашел список безвозвратных потерь 216-й стрелковой дивизии и выяснил имена всех, кто погребен в Нелеповке. Через некоторое время кроме мемориальной плиты в поселке был установлен памятник нелеповцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной.
В возрасте 39 лет Кулага увольняется в запас. С тех пор он проделал колоссальную работу в этом направлении. «Мы занимаемся вопросами увековечивания событий и участников ВОВ для того, чтобы сохранить память о победителях для будущих поколений. Это – главная задача», – подчеркнул Иван Иванович.
К юбилею ветерана выйдет книга «Жизнь, достойная подражания», которая самому герою, по его признанию, очень нравится. «Все то, что я сделал, начиная с двадцатилетнего возраста по сегодняшний день – там описано», – с гордостью говорит ветеран. Следует отметить, что он сам является автором и соавтором примерно десяти мемуарных произведений.
Воспитательная работа
Кроме установки памятников, издания книг памяти и мемуаров, существует и более важное направление – работа с подрастающим поколением.
Для этого во многих школах созданы отряды «Наследники победы», поисковые операции «Вахта памяти». Накануне Дня Победы и Дня освобождения Донбасса в школы приглашают ветеранов, проводящих «уроки мужества».
Относительно неосуществленных планов Кулага говорит: «Действительно, я еще не успел все сделать. Мне очень хочется создать такую общественную организацию, которой можно было бы передать эстафету по защите окопной памяти о войне. Да, в школах существуют «Наследники победы», но кто-то должен ими руководить. Если я это сделаю – могу спокойно уйти на отдых. Вероятно, я единственный, кто в возрасте 90 лет еще работает…»
Однако рассказ о важнейшем начинании Иван Кулага приберег напоследок. «Я вам первому из журналистов рассказываю. Вот распоряжение, подписанное губернатором, о создании Фонда памяти наших ветеранов. На протяжении 20 лет я создаю фонд при областном телевидении. Там как делают? Засняли, например, празднование дня партизанской славы или презентацию книги памяти – показали, стерли. Я же за счет средств оргкомитета приобрел кассеты и смог сохранить 160 фильмов! В чем суть? Ветераны ведь не вечные, а фильмы еще долгие годы можно будет показывать в школах как свидетельства тех событий. Это моя гордость. По значимости – не меньше, чем памятники, мемориальные доски, изданные книги… Ни в одной области такого нет», – заверил ветеран.
Иван КАЛИНИЧЕНКО