Смотреть без попкорна
Каждый год в мире снимается более четырех тысяч фильмов. Но лишь единицы из них самодостаточны. «Жила-была одна баба» – несомненно, такая картина.
Просто разговор о выходе этого фильма в прокат до недавнего времени казался напрасным и был чем-то сродни фантастической мечте. Его сценарист и режиссер Андрей Смирнов еще летом 2011 года признавался: «Сегодня я стою перед реальной перспективой, что этот фильм никто не увидит. Две из крупнейших прокатных компаний, которым я показывал фильм, ответили мне решительным отказом. Они говорили комплименты по поводу режиссуры, по поводу картины, но они не видят коммерческих перспектив фильма. Они мне объясняют, что сегодняшняя киноаудитория России – это подростки, 14 максимум 25-26 лет, это попкорн, это кока-кола. Эта публика не пойдет на такой фильм. А те, кто старше 30 и которых могла бы заинтересовать «Жила-была одна баба», в кино не ходят...»
Тем не менее, в середине осени картина Смирнова, над которой он работал с конца 80-х годов прошлого века, вышла на экраны. И…
То, что чувствуют зрители, трудно объяснить простыми словами. Шок, восхищение, грусть – это лишь грубые понятия, не передающие всего спектра ощущений от поистине художественного и, не лишним будет сказать, справедливого фильма.
«Как только в 1987 году заговорили об отмене цензуры, я решил, что обязан попытаться рассказать, что такое на самом деле российская катастрофа. Так родилась идея использовать материал тамбовского восстания», – рассказывает Смирнов, который лично изучил все доступные документы и свидетельства жителей Тамбовщины.
Изучил так, что сегодня фильм «Жила-была одна баба», где на примере жизни обычной русской крестьянки показывается уникальный, один из самых драматичных и решающих периодов русской истории, – это больше, чем просто фильм. Он на самом деле не требует ни наград, ни коммерции, ни лестных отзывов. Те, кто захочет, найдут способ его увидеть. Те, кто понимает, что еще очень долго только художникам-творцам будет удаваться говорить правду, посмотрят этот фильм. Ради совести, справедливости и, возможно, покаяния.
Не зря сквозь картину красной нитью проходит древняя легенда о Китеж-граде – месте, которое скрылось под водой, спасаясь от зла, невежества и неправедности. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов…
Александр КОВАЛЕНКО