По приглашению культурно-театрального агентства «Карина» 5 марта в Донецк приехал Московский художественный театр им. А. П. Чехова со спектаклем «Белая гвардия», поставленным по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных».
Историческая канва
«Белая гвардия» – знаковая постановка для МХАТ имени Чехова. С нее начиналась новая веха в истории театра: в 1926 году посредством спектакля руководство и актерский состав пытались найти компромиссные отношения с новой советской властью. Сам же спектакль за годы существования театра ставится уже четвертый раз. Немаловажным моментом является участие в дебютной постановке самого Михаила Булгакова, который выступил в качестве редактора сценария.
Спустя 78 лет, в 2004 году, показать свое видение булгаковского произведения решил российский театральный режиссер Сергей Женовач. Но показать так, чтобы зритель имел возможность сам додумать опущенные фразы, сделать выводы.
События спектакля разворачиваются в конце 1918 – начале 1919 годов в Киеве и охватывают собой падение режима гетмана Скоропадского, приход Петлюры и изгнание его из города большевиками. На фоне постоянной смены власти происходит личная трагедия семьи Турбиных, ломаются основы привычной жизни. Именно на образы героев, вынужденных жить в эпоху перемен, и сделал упор Сергей Женовач. И кажется, что они живут собственной жизнью, оторванной от смертоносных реалий за окном: пьют водку, сетуют на жизнь, размышляют о ней и друг в друга влюбляются.
Опустение зрительного зала в который раз доказало, что современные театралы ходят не произведением насладиться, а на знаменитых актеров поглазеть и отметиться. А глаз, действительно, есть на чем задержать.
На МХАТ посмотреть
Зал Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра был заполнен до отказа. Однако по завершении антракта стало понятно, что булгаковские белогвардейцы в исполнении актеров МХАТ имени Чехова пришлись по душе далеко не каждому. Не стал препятствием на пути решения покинуть театр и актерский состав «Белой гвардии»: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Наталья Рогожкина, Никита Зверев, Александр Семчев.
Опустение зрительного зала в который раз доказало, что современные театралы ходят не произведением насладиться, а на знаменитых актеров поглазеть и отметиться. А глаз, действительно, есть на чем задержать.
В то же время, первое, что приковывает взгляд – декорации в исполнении художника Александра Боровского. Согласно его задумке, посреди театральной сцены сооружен покосившийся помост с фонарными столбами, соединяющий своей конструкцией все сцены произведения: дом семейства Турбиных, ставку гетмана, гимназию и мост. «С этой покатой поверхности все и катится в тартарары», – отмечают критики.
От мрачных будней героев отвлекает житомирский кузен Турбиных Лариосик. Нескладный, смешной и наивный персонаж в исполнении Александра Семчева кажется абсолютно маловажным лицом, однако именно ему как бы между прочим доверено озвучивать все самые главные мысли в спектакле. В образности и точности мысли с ним соревнуется, пожалуй, лишь Мышлаевский (Михаил Пореченков), который заключает: «Россия как стул. Хоть так поставь, хоть эдак, она останется Россией при любой власти».
Наталья ЛЕХАН