Молоко наполнят конкретикой?
Судьбой украинского молочного производства озаботились в Кабмине, привлекая к решению данной проблемы ЕБРР, ООН. Именно такой формат сотрудничества с участниками рынка недавно позволил снять напряжение на рынке зерна. Но насколько эффективна эта практика применительно к привлекательной для инвесторов и лоббистов животноводческой отрасли?
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO), Министерство аграрной политики и продовольствия Украины и ассоциации, представляющие переработчиков и производителей молока, подписали меморандум о сотрудничестве. Подписание аналогичного меморандума между правительством и частными зернотрейдерами в 2011 году позволило решить несколько насущных проблем рынка, в частности, добиться отмены ограничений на экспорт зерна и сделать более прозрачным диалог с Кабмином. Подобного эффекта чиновники ожидают и от молочного меморандума.
Документ предполагает создание рабочей группы, которая займется вопросами инвестиционной привлекательности, модернизации молочных предприятий, улучшения качества сырого молока и общего повышения стандартов в секторе. Члены группы выработают рекомендации по изменению и дополнению законодательства. Кроме того, группа будет участвовать в выработке стратегий продвижения молочной продукции и помогать формировать приемлемые для производителей и переработчиков цены на молоко.
Глава Минагропрома Николай Присяжнюк признает: превентивные и административные методы приносят лишь временный эффект и рано или поздно приведут к фиаско. По мнению министра, общественные организации должны сами разрабатывать стратегию развития отрасли.
«Эта рабочая группа позволит реагировать до того, как будет принято какое-то (неприемлемое для отрасли. – Прим. ред.) решение. Любой законопроект должен проходить общественные слушания. Это на сегодняшний день – формальность, но поскольку общественное решение будет приниматься на основании деятельности рабочей группы, созданной правительством, такие решения попросту не будут приниматься», – пояснил Андрей Ярмак, специалист инвестиционного департамента FAO.
Между тем молочная отрасль в Украине находится в тяжелом положении: частое изменение законодательства, низкие цены на молоко и дорогие кредиты делают ее непривлекательной для инвесторов. И улучшить ситуацию с инвестициями в молочный сектор посредством подписания меморандума будет достаточно сложно. По мнению самих аграриев, специализирующихся на животноводстве, сравнивать условия ведения бизнеса на рынке зерна и в молочной отрасли, где инвестиции окупаются не за год-два, а за 7-10 лет, нельзя. Кроме того очень важно, чтобы помимо переработчиков в рабочую группу, которая будет рассматривать вопросы и выдавать рекомендации по развитию отрасли, вошли и производители молока. В настоящее время именно они испытывают наибольшие сложности и не имеют практически никакого лобби в коридорах власти. Несмотря на то, что в 2012 году производство молока впервые за долгие годы показало позитивную динамику (+2,7%, до 11,4 млн. тонн), по сравнению с 1991 годом объемы производства украинского молока снизились почти вдвое.
«Первое, на что необходимо обратить внимание участникам меморандума – это на то, из чего собственно сейчас производятся наши молокопродукты, – считает Виталий Колесниченко, руководитель сельхозпредприятия «Берестагро» Артемовского района Донецкой области, занимающегося в том числе молочным животноводством. – Ситуация, когда молокозавод принимает 50 тонн молока, а выпускает в 10 раз больше продукции – недопустима. На мой взгляд, необходимо на законодательном уровне определить допустимое содержание пальмового масла в молокопродуктах и обеспечить надлежащий контроль. В противном случае будущего у отрасли не будет», – отмечает он.
Замена натуральных продуктов растительными компонентами, по мнению руководителей животноводческих хозяйств, во многом сказывается на низкой закупочной стоимости молока непосредственно у производителей.
Отсутствие минимальной инфраструктуры по хранению и переработке молока и доступа к кредитным ресурсам небольших предприятий и населения делает содержание молочного стада невыгодным вдвойне. Организация пунктов приема молока в сельской местности сопряжена с необходимостью капитальных вложений (в покупку того же охладителя). Но таких денег у хозяйств и частных владельцев коров нет. В результате перекупщики, забрав у селян молоко по 2 грн. за литр и охладив его, сдают сырье на молокозавод уже по 4-5,5 грн. за литр.
Для того, чтобы бизнес начал инвестировать в молочный сектор, нужно установить четкие правила игры на рынке. Должно существовать понимание, куда продавать продукцию и кто сможет предоставить дешевое финансирование таких проектов. При этом не стоит забывать о том, что в Украине очень низкий уровень потребления молока и молочных продуктов по сравнению с европейскими странами. А вырасти он может либо за счет внутреннего спроса, либо за счет увеличения экспорта. Последнее осуществить достаточно проблематично, поскольку основной рынок сбыта украинской молочной продукции – Россия, которая крайне ненадежна с точки зрения постоянного доступа, доказательством чему стало молочное эмбарго в начале 2012 года. Потому необходимо сконцентрироваться на развитии внутреннего спроса.
Денис ПЛОВИН