Отрасль нуждается в капремонте?
Так сложилось, что многие проблемы, в том числе промышленного характера, очень часто объясняются финансовыми причинами. В отчете Министерства энергетики и угольной промышленности Украины об итогах хозяйственной деятельности отечественных государственных угледобывающих предприятий в минувшем году сказано, что по сравнению с 2012-м убытки отрасли в 2013 году выросли на 26,5% — до 15,13 млрд. грн. И произошло это из-за существенной разницы между средней ценой товарной угольной продукции и себестоимостью ее производства. Если в прошлом году цена тонны угля, добытого на госшахтах, не превышала 493 грн., то ее себестоимость достигла 1353 грн. Эта статистика наглядно отражает как основные причины, так и следствия тех проблем, которые отрасль накапливала десятилетиями.
По словам заведующего отделом проблем перспективного развития топливно-энергетического комплекса Института экономики промышленности НАН Украины Леонида Стариченко, высокая себестоимость добытого в Донбассе угля объясняется сложными горно-геологическими условиями, которые признаны одними из самых непростых в мире.
Речь идет о большой глубине, тонких пластах, опасности возможных выбросов метана, газовоздушной смеси и т.д. При этом технический уровень шахт – невысокий, на ряде предприятий работают на устаревшем оборудовании и не имеют в достаточном объеме выемочной техники, приспособленной к местным условиям.
Высказывается мнение, что свыше 70% основных фондов углепрома нуждается в капитальном ремонте, который не проводился уже более 30 лет. Наряду с этим на большинстве шахт до сих пор очень велика доля ручного труда, что вызвано не только технической отсталостью, но и особенностями отрабатываемых пластов: они слишком узки и искривлены для использования крупной горной техники. Кроме того, как устаревшие фонды, так и геологические особенности добычи обусловливают высокий уровень аварийности, что требует реализации крупных социальных программ для шахтеров, а значит — значительных бюджетных дотаций. Все это и многое другое ведет к постоянному росту себестоимости и без того дорогого донбасского угля.
В I квартале 2013-го отрасль столкнулась с проблемой реализации производимой продукции и до сих пор ее не решила.
Кстати, эксперты считают, что проблема обусловлена не только так называемым региональным «углегорским» аспектом, но и резким падением спроса и цен на уголь как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Что касается внутреннего рынка, то обвал был вызван общим спадом промышленного производства и, соответственно, сокращением объемов выпуска электроэнергии, а также увеличением объемов производства электроэнергии атомными энергоблоками. А вот на внешнем рынке основной причиной ухудшения конъюнктуры стал резкий рост добычи природного газа в США в 2011–2012 годах, вследствие чего местные угледобытчики развернули массированный экспорт невостребованного сырья в разные страны, в том числе и в Европу.
Бонус для отрасли
В результате 2013 год был посвящен борьбе с излишками угля: впервые с 2010-го объемы производства угля в Украине сократились. По итогам минувшего года шахты, входящие в сферу ответственности Минэнергоугля, добыли 24,146 млн. т, то есть на 2,9% меньше. Однако, как и предполагали эксперты, это также не решило проблему.
В декабре 2013 года состоялось совещание производителей угля и его потребителей, на котором была достигнута договоренность о том, что в январе–марте квоты на импорт углей введены не будут, а коксохимики и металлурги приобретут определенные объемы сырья отечественной добычи. По данным ассоциации «Укркокс», первоначально госструктуры требовали выкупить 6,1 млн. т коксующихся углей за год, но впоследствии сошлись на том, что 4,3 млн. т будет достаточно. Металлурги взяли на себя обязательство приобрести в январе–марте не менее 1 млн. т угля украинского производства, но выдвинули встречные условия: качество сырья необходимо улучшить, цена должна быть приемлемой, а механизм квотирования применен не будет.
Аналитики считают, что договоренность о выкупе 4,3 млн. т коксующихся углей обеспечивает государственным шахтам долю в общем объеме потребления этого вида сырья в Украине в размере 15%. И даже если она и не станет спасением для этого сегмента отечественного углепрома, то, по крайней мере, окажется для него весьма неплохим бонусом.
Эксперты считают, что проблема невостребованности угля обусловлена не только так называемым региональным «углегорским» аспектом, но и резким падением спроса и цен на уголь как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Ставка на реальный потенциал
Видимо, с расчетом на то, что выполнение договоренности все же принесет ожидаемый эффект, к примеру, на одном из крупнейших угледобывающих предприятий Донецка – шахте им. Засядько, инвестируют в увеличение добычи. Как сказал в комментарии «Жизни» заместитель генерального директора предприятия Борис Бокий, на шахте начала работу высокомеханизированная лава, оснащенная чешским оборудованием. Такая лава позволяет добывать в сутки 3 тысячи тонн угля, и по итогам года только ее работа позволит выдать на-гора миллион тонн, а общая годовая добыча, как ожидается, составит 1 млн. 600 тысяч тонн.
Стоит отметить, что далеко не каждому предприятию, имеющему две-три лавы, под силу миллионный показатель добычи. Так что, видимо, не случайно высказывается мнение о том, что улучшение показателей работы углепрома возможно, в первую очередь, за счет проведения постепенной модернизации всех предприятий отрасли — самих шахт и обогатительных фабрик. Важной является и ставка на развитие предприятий с реальным производственным потенциалом.
В тему
В минувшем году на шахтах Донецкой области было добыто 37,8 млн. тонн рядового угля, что меньше на 4,2%, чем в 2012-м. Надо сказать, что такое сокращение произошло не только в регионе, объемы добычи угля сократились в целом по Украине, причем это произошло впервые за последние три года.
Наталья ПИЛИПЕНКО