НБУ приучает украинцев к "безналу"
В минувшем году почти 60 % граждан получали свои доходы в безналичной форме и только 17 % расходовали по «безналу». В связи с этим НБУ намерен изменить ситуацию и приучить украинцев к безналичным расчётам.
Похоже, постепенно уходит в Лету понятие банковской тайны, на котором отдельные государства становились ведущими мировыми финансовыми центрами и зарабатывали огромные деньги. Не актуальным становится и расхожее выражение, что деньги любят тишину. Сторонники кардинальных изменений в финансовой сфере настаивают на отказе от наличных денег. Мотивируют они это благими целями: мол, это поможет вывести экономики многих стран из тени, увеличит налоговые поступления. Для этого, правда, нужно будет установить жёсткий контроль за денежными расчётами граждан и бизнеса. Впрочем, вопрос контроля самих «контролёров» пока что остаётся открытым.
НБУ давно уже точит зубы на оборот наличности. В настоящее время регулятор установил предельную сумму наличных расчётов для предприятий и ФЛП между собой в размере 10 тыс. грн в течение одного дня и 150 тыс. грн — для физлиц с СПД в течение одного дня и физлиц между собой по договорам, которые подлежат нотариальному оформлению. Планы дальнейшего уменьшения лимитов уже строятся, но пока регулятор не решается выходить с официальным документом, видимо, опасаясь резонанса в обществе и бизнес-среде.
Тем не менее НБУ не намерен отказываться от этой затеи, мотивируя её необходимостью детенизации денежного обращения. Деятельность регулятора в этом направлении будет базироваться на работе по снижению спроса на наличные деньги, популяризации безналичных расчётов, дальнейшем усовершенствовании платёжной инфраструктуры, а главное — изменении привычек и менталитета участников платёжного оборота.
По информации НБУ, в 2015 году свыше 58 % доходов население получило в безналичной форме. При этом всего 17 % расходов были осуществлены по «безналу». Исходя из этого, регулятор намерен серьёзно снизить обращение наличных денег: с 14,3 % от ВВП в 2015 году до 9,5 % уже к 2020 году.
Достаточно много современных финансистов и экономистов поддерживают идею «вредности налички» для экономики. Наличные деньги становятся неудобными и затратными. Они требуют хранения, перевозки, пересчёта, замены и чистки, а также уплаты комиссионных при снятии в банкоматах. По подсчётам экспертов, только на обслуживание наличных денег уходит примерно 1 % от мирового ВВП, а это почти равно расходам на авиаперелёты. А для изготовления постоянно теряющихся монет тратится больше их номинальной стоимости.
Кроме того, наличные деньги являются основой любой теневой экономики и преступного оборота. Ну и, наконец, иметь в кармане наличные нередко просто опасно: на вас могут напасть, обокрасть и даже лишить жизни. Вместе с тем в странах, где пользуются безналичным расчётами, практически нет преступлений, связанных с наличными. Если в банке, на АЗС или в ресторане нет кассы, грабителям там нечего делать. Показателен в этом плане пример Швеции. В этой стране наличный оборот составляет всего 2 % ВВП, а потребительские покупки за наличные деньги не превышают 10 %. По прогнозам местных экспертов, до 2020 года этот показатель не превысит 2–3 %.
Так что переход на «безнал» в Украине — дело недалёкого будущего. Рано или поздно, но Украина будет в ЕС и нам придётся соответствовать тамошним стандартам и в сфере расчётов. В этом есть и свои тёмные стороны. Поставив всех под прозрачный колпак безналичных расчётов, государство получит возможность отслеживать финансовые операции не только отдельных граждан, но и, например, политических оппонентов. А это в умелых руках — хороший инструмент давления и всевозможных злоупотреблений.
Zavarnik