Выражением этих настроений стал съезд представителей первичных организаций Партии регионов в Харькове. Инициатором такого съезда, как и многих других активных действий по стабилизации обстановки и защите власти, выступил харьковский губернатор Михаил Добкин.
О результатах этого съезда мы спросили одного из его участников, главу фракции Партии регионов в Донецком областном совете Николая Загоруйко. Прежде всего, он отметил, что участие в съезде приняли около 6 тысяч человек. В нем участвовали не только депутаты-регионалы, но и представители КПУ, дипломатических кругов, а также более чем 50 общественных организаций.
На съезде принято решение о создании всеукраинского общественного союза «Украинский фронт». Перед этой организацией были поставлены широкие задачи – в частности, создание своих ячеек во всех областях Украины, прорыв «информационной блокады» (с целью донести свою точку зрения до всех регионов Украины), проведение переговоров с оппозицией, а в дальнейших планах – референдума о полной отмене депутатской неприкосновенности.
Вместе с тем для защиты зданий и сооружений, а также освобождения ранее захваченных предполагается создать «народную гвардию», в которую будут набираться желающие из числа воинов-афганцев, а также представителей казачества и других общественных и спортивных организаций. Символом союза была выбрана георгиевская ленточка. По словам Николая Загоруйко, главную идею можно сформулировать так: «объединиться, чтобы бороться!».
Эти слова выражают настроения юго-востока Украины. Массовые беспорядки, столкновения с правоохранителями и неопределенность с органами власти надоели уже всем, кроме разве что наиболее радикальных группировок. Обычные люди – металлурги, студенты, пенсионеры (говорю, как минимум, о своих знакомых), хотят, чтобы в ближайшее время ситуация стабилизировалась. И если политики не смогут договориться, то свое веское слово скажут именно они.
О том, что немалая часть жителей Украины еще «не сказали своего слова», заявил и участник съезда, народный депутат от Партии регионов Олег Царев. Политик подчеркнул, что «страна выбирает свой вектор куда двигаться. И когда идет спор, самый умный, сильный и уважаемый всегда высказывается последним. Именно поэтому юго-восток Украины своего слова еще не сказал».
Об этом же, комментируя создание «Украинского фронта», говорит и губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий. По его мнению, «это объединение является ответом на «народные рады», на агрессию, на дестабилизацию обстановки». На данный момент донецкого филиала этой организации нет, однако никто не исключает его создание в будущем.
Между тем хотелось бы напомнить, с чего начинался небывалый по остроте и продолжительности украинский кризис. Особенно отметим роль в этих процессах представителей других государств.
И когда идет спор, самый умный, сильный и уважаемый всегда высказывается последним. Именно поэтому юго-восток Украины своего слова еще не сказал...»
За неделю до саммита «Восточного партнерства», который должен был пройти в Вильнюсе, украинская власть в лице Кабинета министров объявила о приостановке курса на евроинтеграцию в связи с экономическими трудностями. Европейские политики, оправившись от первоначального удивления, были огорчены, но дружно заверяли журналистов в том, что сотрудничество с Украиной будет продолжено. Показательным стал официальный ужин в честь завершения Вильнюсского саммита. Одна из главных интеграторов Европы, немецкий канцлер Ангела Меркель с шампанским на камеру уговаривает Януковича, после чего дружески хлопает его по плечу. Происходящее напоминало мирный развод супругов, предвещающий «огненную схватку».
Причины пожара понятны – принятию или непринятию таких стратегических решений, как подписание ассоциации с Евросоюзом, должны были предшествовать публичные дебаты, переговоры с оппозицией, «круглые столы» экспертов, голосование депутатов, одним словом, должны были на полную катушку заработать традиционные для Европы механизмы достижения согласия. Например, в Ирландии по поводу присоединения к еврозоне проводилось целых два референдума – один в 2008-м, на нем большинство проголосовало «против», другой – годом позже, на нем большинство граждан высказалось «за».
Позиции европейских политиков относительно кризиса в Украине неоднократно менялись. Стремление большинства к урегулированию сводится на нет отдельными заявлениями в поддержку оппозиции.
Прошло всего несколько дней, и ситуация резко изменилась. Сначала европейские СМИ обрушились с критикой на Россию, обвиняя ее в давлении на Украину. А для Украины катализатором изменений стали события ночи 30 ноября.
Прошло всего несколько дней, и ситуация резко изменилась. Сначала европейские СМИ обрушились с критикой на Россию, обвиняя ее в давлении на Украину. А для Украины катализатором изменений стали события ночи 30 ноября. На волне возникших протестов Европа получила возможность снять свою часть ответственности за провал соглашения и обвинить во всем украинских политиков. Демонстративно отказываются от встречи ОБСЕ в Киеве представители Франции, США и Великобритании, немецкий министр иностранных дел, едва прилетев, отправляется на Майдан. Европейские СМИ тем временем нагнетают истерию об «отказе от демократии» и «диктатуре в Украине».
Дальше – больше. В Киев зачастили европейские политики. За два месяца здесь дважды побывала верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон, приезжали замгоссекретаря США Виктория Нуланд, американские сенаторы, несколько европейских министров, а депутаты польского сейма практически «посменно» работают на Майдане. Параллельно с этим в СМИ появляются кричащие заголовки о том, что власти США, Канады, Великобритании планируют рассмотреть «вопрос санкций против украинских чиновников». Одновременно звучат обвинения в адрес России о «давлении на Украину». Мы снова видим яркий пример «двойных стандартов».
Причем выражается он не только в отношении к украинской власти. За неполные три месяца на Майдане побывали дипломаты и политические деятели из США и примерно десятка стран Евросоюза. При этом ни один из них практически не заинтересовался противоположной точкой зрения, не приехал в Донбасс или в одну из юго-восточных областей для того, чтобы хотя бы выслушать тех, кто придерживается другого мнения.
Позиции сторон изменились лишь после состоявшегося в четверг саммита в Брюсселе. Судя по всему, основные внешнеполитические игроки – Россия и Германия – договорились о мирных методах урегулирования кризиса в Украине. Именно с этим связано совместное заявление канцлера Германии Ангелы Меркель и польского премьер-министра Дональда Туска о том, что «вопрос санкций против украинских властей остается неактуальным». Как отметила Меркель, «на данный момент мы концентрируемся на том, чтобы не сорвались переговоры между властью и оппозицией».
Несмотря на это, очередным полигоном для внешнеполитических споров стала Мюнхенская конференция по безопасности. Украину на ней представлял исполняющий обязанности министра иностранных дел Леонид Кожара, что, впрочем, не помешало приехать туда же двум лидерам оппозиции.
И снова заявления европейских и американских политиков резко разнились с работой их украинских и российских коллег. На фоне призывов главы российского МИД Сергея Лаврова «воздержаться от вмешательства во внутренние дела Украины», резким диссонансом звучала уверенность председателя Европейского совета Херманавана Ромпея о «безальтернативности европейского пути» или открытое выражение поддержки оппозиции со стороны американского госсекретаря Джона Керри. Кстати, представитель США провел кулуарные встречи с Яценюком, Кличко… и певицей Русланой (видимо, она лучше официальных дипломатов разбирается в украинских реалиях). Остался неприглашенным третий лидер оппозиции Олег Тягнибок. Это решение становится понятным на фоне критики его взглядов и призывов многими европейскими (в особенности польскими) политиками и журналистами.
На данный момент основные зарубежные партнеры Украины рассматривают два пути урегулирования нашей ситуации. Первый из них, зафиксированный в договоренностях на Брюссельском саммите, подразумевает, что власть и оппозиция должны найти компромисс и сесть за стол переговоров. При необходимости в процесс включатся российские и европейские посредники.
Впрочем, существует и другой подход. Он выражается в активной поддержке Майдана и оппозиции со стороны части американских политиков и близких к ним структур Евросоюза. Эта позиция ориентируется на подогревание протестов и в определенной мере реализацию сценариев «уличных революций».
Представители такой точки зрения не принимают во внимание интересы немалой части Украины, которая не поддерживает Майдан и, судя по всему, преследуют какие-то свои личные интересы.
Таким образом, в выходе из политического кризиса, даже при согласии со стороны политиков, не все так просто. С одной стороны – радикальные группировки, не желающие идти ни на какие компромиссы, а соответственно – вызывающие агрессивную реакцию со стороны жителей немалой части Украины (съезд в Харькове – лишь первый звоночек). А с другой – международные партнеры, части которых в силу различных причин выгодно продолжение нестабильности в Украине. Впрочем, в истории нашей страны никогда не бывало простых решений. Надеюсь, в этот раз победит благоразумие и ситуация решится мирным путем.
Алексей БАСАКИН