Сейчас в Украине остался единственный полностью легитимный орган – парламент. Президент отсутствует и его обязанности выполняет спикер Александр Турчинов. Вчера, 25 февраля, Верховная Рада наделила его полномочиями по подписанию законов – то есть фактически закрепила его положение в качестве и.о. президента до досрочных выборов. В статусе «исполняющих обязанности» находятся и члены Кабмина. Согласно принятым изменениям в Конституцию Украины, премьера теперь назначает Верховная Рада, а остальных министров предлагают президент и премьер, и утверждает опять-таки парламент. Таким образом, вопрос формирования нового Кабинета министров сейчас в руках Верховной Рады, но депутаты пока не могут согласовать кандидатуры и договориться.
Предполагаемые кандидаты на министерские посты уже стали предметом широкого обсуждения среди не только украинских, но и зарубежных политиков.
Представители делегации Европарламента, вчера прибывшие в Украину, назвали наиболее вероятным кандидатом на должность премьера Арсения Яценюка.
Свои требования к будущему правительству озвучил и Майдан. Согласно этим требованиям, членом Кабинета министров не может стать человек из первой сотни самых богатых людей Украины. Кроме того, каждый кандидат должен иметь семилетний опыт работы в отрасли и пятилетний – на руководящих должностях, а также не быть замешанным в нарушении прав человека или коррупционных деяниях.
Помимо назначения состава правительства, важной задачей, стоящей перед Верховной Радой, является формирование парламентской коалиции. По словам «бютовца» Николая Томенко, в нее войдут народные депутаты от трех фракций — «УДАРа», «Батькивщины» и «Свободы». Они также готовы взять в свои ряды внефракционных и депутатов, вышедших из Партии регионов, если те выскажут такое желание.
Впрочем, пока сбежавшие регионалы не спешат присоединяться ко вчерашней оппозиции. На данный момент они вместе с другими внефракционными уже создали депутатскую группу «Экономическое развитие» во главе с Анатолием Кинахом, а также планируют создать еще одну – «Соборную европейскую Украину» во главе с нардепом Олесем Донием.
На данный момент в парламенте есть несколько основных групп влияния. Но, учитывая ситуацию во фракции Партии регионов, к уже существующим будут добавляться новые «центры тяжести».
Об основных группах влияния внутри Верховной Рады мы поинтересовались у экспертов.
Вадим Карасев, политолог:
«На данный момент мы можем видеть, что «Батькивщина» перехватила все основные рычаги. Именно эту политическую силу, например, представляли оба кандидата на пост спикера. В растерянности от происходящего пребывает «УДАР» и его лидер Виталий Кличко, которому теперь приходится соглашаться на предлагаемые шаги, а не вырабатывать самостоятельную политику. Важное место займут и новые формирования, которые будут созданы на месте Партии регионов».
Владимир Бондаренко, политолог:
«Основным центром принятия решений, на мой взгляд, сейчас является «Батьківщина», поскольку именно из ее состава был избран спикер. Что же касается Партии регионов, то можно вспомнить 2004 год, когда фракция не мешала новой власти выводить экономику из сложного положения. Допускаю, что этой логики будет придерживаться и нынешний состав фракции, который может поддержать новую власть при условии соблюдения принципов некоррупционности и профессионализма».
В целом можно отметить, что постепенно конфронтация в Украине сходит на нет. Как политики, так и праворадикальные группировки, видимо, осознали тот факт, что победить в юго-восточных областях теми же методами, которыми была достигнута победа в Киеве, не получится. Политикам приходится договариваться, а «Правому сектору» и «Свободе» – осознать, что снесение памятников Ленину для немалой части Украины не праздник, а вандализм. С осознанием этого факта, по всей видимости, связаны события в Днепропетровске, где мемориальную доску, посвященную Дзержинскому, не разбили, а аккуратно сняли и пообещали «передать в музей советской эпохи».
Главной задачей нового правительства является недопущение экономического кризиса и дальнейшего ухудшения ситуации в стране. Возможным решением станет привлечение иностранных кредитов.
Впрочем, теперь, когда перестала литься кровь и основное противостояние снова переместилось с улиц в стены парламента, на повестку дня вышел другой, не менее важный вопрос – как будет дальше развиваться экономика. Внутренних резервов Украине уже давно не хватает. На данный момент у нашей страны три основных кредитора – это Россия, Европейский союз и Международный валютный фонд. Эпизодически к ним добавляются другие (например, Китай или МБРР), но основную нагрузку несет именно эта тройка.
Первой на проблемы Украины откликнулась Россия. В декабре 2013 года президентами двух стран было подписано соглашение о скидке на газ и выделении 15 миллиардов евро. Мы даже успели получить первый транш в размере трех миллиардов, но дальше ситуация застопорилась. Сейчас россияне не отказываются от подписанных договоренностей, но при этом требуют определенности с назначением правительства – то есть, как и любой кредитор, хотят знать людей, которые будут отвечать за отдачу долга. Это, в частности, подтвердил глава российского МИДа Сергей Лавров. По его словам, «Россия рассмотрит участие в оказании финансовой помощи Украине после оглашения программы нового правительства».
Несколько сложнее ситуация с Евросоюзом и МВФ. Они практически синхронно заявили о готовности «поддержать украинскую экономику» (суммы такой поддержки варьируются от 20 до 50 миллиардов евро), но лишь при условии «принятия необходимых реформ». Об этом, в частности, заявил глава комитета Европарламента по иностранным делам Элмар Брок. О возобновлении кредитных программ для Украины заявил по итогам встречи с представителями МВФ и новоназначенный глава Нацбанка Степан Кубив.
В то же время можно отметить, что новая украинская власть, по сути, оказалась заложником положения. Получение помощи от МВФ и Евросоюза подразумевает принятие непопулярных реформ (примером может стать урезание социальных выплат афганцам и другим льготным категориям населения в 2011 году). Кроме того, польский премьер Дональд Туск заявил, что Украина получит деньги лишь при наличии гарантий, что они не попадут в руки «олигархов или коррумпированного правительства».
Таким образом, ЕС и МВФ, с одной стороны, соглашаются помочь нашей стране, но с другой – выставляют довольно жесткие условия (если вдуматься в слова Туска, то Украина получит кредит, лишь когда в стране будет искоренена коррупция, а это вряд ли возможно в ближайшем будущем). При отсутствии денег в казне международная помощь необходима, но она вполне может означать принятие каких-либо непопулярных решений.
В целом можно отметить, что наиболее острые проблемы в политической и экономической жизни пока не решены или находятся на стадии решения.
Поэтому положению новой власти не позавидуешь – ведь каждый ее шаг будет находиться под пристальным вниманием не только перешедшей в оппозицию Партии регионов, но и созданного ею же самой Майдана.
Алексей БАСАКИН