Юго-восточные области по-разному отнеслись к переходу власти в руки вчерашней оппозиции. Часть из них, в том числе и наш регион, заняли позицию отказа от конфронтации и сотрудничества с новой властью. Губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий отметил, что, по его мнению, события в Украине развивались так, как описано в книге Джина Шарпа «От диктатуры к демократии».
«Ход революции, описанный в книге, сработал и в Украине. Но ключевая суть отражена в названии книги – у нас была диктатура и поэтому описанные методы сработали», – считает Андрей Шишацкий. Губернатор сообщил, что будет оставаться на своем посту «до тех пор, пока это возможно, так как оставить область сейчас – это предательство», однако не стал отрицать тот факт, что в области возможны кадровые ротации. Он также рассказал, что знает о желании конкретных чиновников региона занять высокие должности в новом руководстве облгосадминистрации.
«Мне рассказывают о том, что уже делят должности. Но помимо должностей есть еще и ответственность», – сказал глава региона, отметив, что время все расставит на свои места.
О готовности к любому повороту событий заявил и заместитель главы областной организации Партии регионов Игорь Чичасов.
«Никто из партии не выходит, никто не паникует. Девять лет назад мы прошли не менее грозные испытания, партия также вынуждена была перейти в оппозицию и стала объектом репрессий. Мы все это прекрасно знаем и морально готовы к любому повороту событий. Конечно, хотелось бы, чтобы новая власть не скатилась к огульному преследованию своих политических оппонентов, проявила мудрость и дальновидность. Пока что мы можем судить о ее действиях по телевизионной картинке. Особых восторгов она, к сожалению, не вызывает. Отменен закон, согласно которому русский язык получил в свое время статус регионального. Закон, за который мы боролись не один год. Такие «реверансы» в сторону наших избирателей не могут не настораживать.
Поэтому обеспокоенность объективно существует», – подчеркнул Игорь Чичасов.
Однако так отреагировали далеко не все. Наиболее активные протесты против новой власти происходят в Крыму. Участники называют события в столице и на Западной Украине «переворотом» и требуют провести референдум о статусе Крыма. Еще дальше пошли жители Севастополя. Возмущенные нерешительностью местной власти, севастопольцы на многотысячном митинге избрали нового мэра. Им стал бизнесмен Алексей Чалый. Прежний градоначальник Владимир Яцуба заявил о выходе из Партии регионов и подал в отставку. Ситуация осложняется и тем, что Крым и Севастополь всегда были объектом геополитических интересов России. Об этом говорит и недавний визит депутатов российской Госдумы в Крым. По итогам этого визита было сделано несколько довольно громких заявлений, в частности о возможности упрощения процедуры выдачи российских паспортов и о «легитимности президента Виктора Януковича».
Приход к власти вчерашней оппозиции пока не решил социально-экономических проблем и уже вызывает очень разную – от сдержанности до открытого недовольства – реакцию в регионах.
Непростая ситуация и в некоторых других областях. Например, глава Днепропетровского областного совета Евгений Удод сначала написал заявление об отставке, а затем отозвал его, мотивируя это тем, что принял такое решение из-за угроз и давления. Как в таких условиях органы местного самоуправления могут эффективно работать, остается под вопросом.
Впрочем, на данный момент развитие событий в регионах лишь частично влияет на Киев. Зато решения, принимаемые там, сразу же отображаются на местах. Так, например, приказом № 144 от 25 февраля 2014 года исполняющий обязанности главы Министерства внутренних дел Арсен Аваков распустил спецподразделение «Беркут». Как принято говорить, «очередная победа революции». Но не все так просто. Во-первых, в Верховной Раде находятся на доработке два законопроекта, по которым функции и полномочия «Беркута» будут переданы другим спецподразделениям.
А во-вторых, пока официальных кандидатов занять место опального «Беркута» не наблюдается, его функции, по сути, выполняют самые разные организации. В Киеве это «Правый сектор» и «Самооборона Майдана», а в регионах – различные «народные дружины» или просто вооруженные группы людей. У них свое понимание правопорядка, под которое подходит как захват административного здания, так и его защита, патрулирование улиц, досмотры «подозрительных» людей и машин и многое другое. Некоторые воспринимают такое понятие правопорядка, как возможность взять автомат и прийти на сессию областного совета, как это произошло в Ровенской области. И никто из депутатов даже не попытался вызвать милицию, чтобы утихомирить неадекватного человека с оружием! Мы-то, наивные, думали, что демократия заключается в других вещах: в праве выбора, свободном голосовании, законности. К слову, пока новоявленные «органы безопасности» наводят свои порядки, из украинских городов все чаще поступают сообщения о грабежах, погромах и мародерстве. Например, только в Виннице, по словам коллег – журналистов, за сутки произошло 48 ограблений магазинов, складов и квартир. В связи с этим звучит эмоциональный, но справедливый призыв «восстановить работу правоохранительной системы». Ведь сотни «Самообороны Майдана» обучены драться или нападать, но абсолютно не имеют навыков оперативно-розыскной или криминальной работы. В такой ситуации наилучшим выходом видится назначение на посты руководителей МВД и СБУ кадровых офицеров, а не политиков, которые будут принимать решения в угоду своему рейтингу.
Вместе с тем, похоже, до решения вопроса с назначением нового правительства, власти не до ситуаций в регионах. Зато распределяются рычаги управления.
На данный момент Александр Турчинов собрал в своих руках пакет полномочий спикера, исполняющего обязанности президента и премьера, а вчерашним указом взял на себя должность главнокомандующего. Но ни одно СМИ почему-то не пишет о «захвате всех ветвей власти». Объектом отчаянного политического торга являются и посты в Кабинете министров Украины. На 24 места претендуют десятки политиков, общественных деятелей, активистов и просто «людей Майдана».
Видимо, для того чтобы ограничить их число, было решено вспомнить о люстрации. Что это означает? Люстрация предусматривает запрет на занятие определенных должностей в случае участия в нарушениях прав человека или другой деятельности по ограничению свободы в государстве. Иначе говоря, если ты был кадровым сотрудником КГБ, то путь на государственные должности тебе заказан. Так было в 1990-х годах во многих странах Восточной Европы. Но во что превратится люстрация в наших условиях, – можно только догадываться.
Ни для кого не секрет, что львиная доля нынешних чиновников начинала свой путь в составе Коммунистической партии или, как минимум, комсомола.
Таким образом, люстрация станет дамокловым мечом, который будет висеть над головой каждого неугодного. Высказал свое мнение, потребовал перераспределения бюджета в пользу своего региона, отказался от каких-либо невыгодных проектов – и все, ты «пережиток советской системы», а значит, подлежишь люстрации. Увольнение либо, в лучшем случае, почетный уход, например на пенсию. Никто не спорит с тем, что систему в нашей стране надо менять. Но сейчас, «на гребне победы», этот процесс может стать попросту местью своим политическим оппонентам.
Таким образом, пока рано делать выводы о нормализации ситуации в стране. Победа оппозиции не отменила ни экономических, ни социальных проблем, которых в стране накопилось уж слишком много.
Алексей БАСАКИН