Поиск решения в Украине и за ее пределами
Ситуация в Украине вот уже несколько месяцев остается объектом пристального внимания всего мира. Свои оценки происходящему, а также мнение относительно путей разрешения политического и экономического кризиса уже неоднократно высказывали представители России, США, Китая, европейских стран и различных международных организаций – ООН, ОБСЕ, Еврокомиссии, многих других. Но все эти заявления далеко не всегда подразумевают конкретные действия.
Так, например, Совет Безопасности ООН провел уже пять заседаний, посвященных Украине, однако так и не смог сформулировать реальных решений. На последнем из них снова прозвучал призыв «всем сторонам воздержаться от действий, которые могут привести к дальнейшему ухудшению ситуации и препятствуют созданию условий, необходимых для открытого диалога». Кроме того, отдельные члены Совета Безопасности отметили, что запланированный на 16 марта референдум противоречит Конституции Украины, но даже в связи с этим не было принято никаких шагов по его недопущению, а также для воспрепятствования действиям России.
Ничего пока не добились и представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Миссию ОБСЕ попросту не пустили в Крым, а на требование Дуни Миятович (представитель организации по свободе средств массовой информации. – Прим. автора) «освободить захваченных в Крыму журналистов» никакой реакции не последовало.
Свою помощь пытаются оказать и представители Евросоюза. Так, по словам президента Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу, Украина и ЕС согласовали политическую часть Соглашения об ассоциации. Однако опять приходится отмечать, что мы не знаем ни всех положений, которые входят в эту политическую часть (кроме безвизового режима), ни конкретных сроков ее подписания.
Создается отчетливое впечатление, что европейские и американские политики попросту не знают, что делать дальше. Попытка США «поиграть мускулами» и пригрозить России санкциями натолкнулась на жесткую реакцию и ответные угрозы. Эксперты подсчитали, что такие действия приведут к «непоправимым последствиям для обеих сторон», поэтому процесс введения ограничений со стороны США был, по сути, приостановлен, а в Европе даже и не начат, оставшись на уровне заявлений нескольких политиков (отметим, что речь идет именно о санкциях против целого государства, а не против отдельных лиц).
А вот позиция России сейчас выглядит довольно сильной. С одной стороны, Владимир Путин может опереться на заявления крымского парламента и возможные результаты референдума о присоединении к России. С другой – джокером в рукаве у российского президента остается отстраненный президент Украины Виктор Янукович. 11 марта он выступил перед журналистами, в очередной раз заявив о нелегитимности новой власти, а также отметив незаконность выделения Украине кредита в 1 миллиард долларов со стороны США. Вместе с тем, нельзя не сказать, что, по словам главы Центра прикладных политологических исследований Владимира Фесенко, «Виктора Януковича никто не признает легитимным президентом, кроме России, поэтому все его заявления нельзя назвать политическими действиями».
Между основными геополитическими игроками возникла, по сути, патовая ситуация, из которой есть два выхода – либо дальнейшая эскалация конфликта с непредсказуемыми последствиями, либо уступки друг другу.
Потому, учитывая неопределенность в расстановке международных сил (иначе говоря – непонятно, насколько далеко готовы зайти стороны в борьбе за Украину), усложняется и поиск компромисса внутри самой страны. Ситуация должна несколько проясниться в ближайшее время, когда премьер-министр Украины Арсений Яценюк посетит с визитом Белый дом, а также выступит на заседании Совета Безопасности ООН.
Вместе с тем, международная поддержка является важным, но далеко не главным фактором в стабилизации обстановки в Крыму и юго-восточных регионах. Киевская власть должна выработать четкую концепцию по выходу из кризиса, которая будет включать конкретные шаги, направленные на погашение недовольства населения.
С одной стороны, это должны быть законодательные изменения, которые позволят жителям наших регионов понять, что их мнение услышали в столице. С другой стороны – важны те шаги, которые предпримут новоназначенные губернаторы и правоохранители. Необходимо не допустить эскалации конфликта и в то же время адекватно реагировать на проявления насилия с обеих сторон.
Но на данный момент мы видим скорее слабые попытки урегулировать ситуацию в законодательном русле. Например, Верховная Рада приняла постановление, в котором потребовала от Верховного Совета АРК «пересмотреть свое решение от 6 марта 2014 г. и привести его в соответствие с Конституцией Украины и Конституцией АР Крым», пообещав в противном случае инициировать вопрос о роспуске крымского парламента. Решение довольно серьезное, однако возникает вполне закономерный вопрос о том, как его реализовать.
Поэтому сейчас мы можем констатировать одно – ситуация в автономии и юго-восточных регионах пока далека от решения как на международном, так и на внутреннем уровне. По нашему мнению, выйти из затянувшегося политического кризиса можно, лишь скоординировав усилия центральной и местной власти, а также международных посредников. Но при этом необходимо прислушиваться к мнению жителей самих регионов и реагировать на те их требования, которые помогут мирному решению проблемы.
О том, какие шаги для стабилизации обстановки должна предпринимать центральная и местная власть, мы поинтересовались у эксперта политических и правовых программ Центра Разумкова Виктора Замятина.
– Я думаю, что киевская власть должна спрашивать у Донецка, что можно и нужно сделать для того, чтобы успокоить ситуацию в регионе. Необходимо понимать, что в этой ситуации много игроков, у каждого из которых свои интересы, и, судя по всему, центральная власть должна продемонстрировать, что она существует и способна принимать легитимные решения.
В то же время необходимо тем или иным способом прекратить беспорядки, в частности, не исключая и силового варианта, – считает он.
Ситуация в Донбассе
Прошло чуть более двух недель после окончания силового противостояния в Киеве. За это время в стране практически полностью, от Кабинета министров до глав областных и районных администраций, сменилась вертикаль власти. Впрочем, далеко не везде этот процесс проходил безболезненно. Часть населения юго-восточных регионов и Крыма выступила против новой власти. Да, вполне вероятно, что за организацией массовых протестов стоят силы, находящиеся за пределами нашей страны, но это не отменяет того факта, что они нашли поддержку у тысяч обычных людей. Поэтому главной задачей как политиков, так и исполнительной власти, является поиск компромисса, который позволит стабилизировать ситуацию в регионе.
Именно об этом с первых дней пребывания на посту говорит новый губернатор Донецкой области Сергей Тарута. На состоявшемся в пятницу, 7 марта, заседании Общественного совета при областной государственной администрации он заявил, что его главными задачами являются «восстановление доверия к власти и недопущение дестабилизации в регионе». Для выработки соответствующих решений председатель облгосадминистрации, с одной стороны, готов встречаться с представителями различных сфер общественной жизни (например, бизнесменами, работниками культуры и здравоохранения, лидерами общественных организаций). Вместе с тем, он призвал донетчан «не поддаваться на провокации и чужие сценарии» и пообещал «обеспечить максимальную безопасность» жителям региона.
Отвечая на вопросы журналистов, Сергей Тарута опроверг информацию относительно удержания 30-40% заработной платы для «восстановления Майдана» и назвал эти сведения «откровенной спекуляцией».
«Всестороннюю поддержку в его начинаниях» пообещал новому губернатору и председатель областного совета Андрей Шишацкий. Он также отметил, что со своей стороны сделает «все возможное, чтобы урегулировать ситуацию и не допустить эскалации конфликта».
Впрочем, до окончательного разрешения конфликта еще далеко. Всю прошлую неделю Донецк сотрясали митинги как сторонников единой Украины, так и пророссийски настроенных граждан. При этом неоднократно происходили столкновения – в частности, на площади Ленина, где в конфликт со сторонниками России вступили несколько групп молодых людей, а также возле Спасо-Преображенского собора и памятника Шевченко, где в ход пошли яйца и петарды. Видимо, в связи с этим в понедельник, 11 марта, Сергей Тарута провел совещание с работниками правоохранительных органов, на котором снова акцентировал внимание на необходимости «всеми силами обеспечить правопорядок» во всех городах и районах области.
Кстати говоря, перед немногочисленными участниками митинга за единую Украину возле Спасо-Преображенского собора должен был выступить приехавший в Донецк Виталий Кличко, но по неизвестным причинам (возможно, из-за опасения провокаций со стороны нескольких тысяч пророссийски настроенных активистов) выступление не состоялось. Лидер партии «УДАР» провел пресс-конференцию, на которой своей главной задачей назвал «сохранение независимости и целостности страны». Кроме того, в ходе общения с журналистами политик затронул темы статуса русского языка (акцентировав внимание на «недопустимости использования языкового вопроса для раскола Украины»), а также шагов по урегулированию противостояния с Россией. Он также озвучил свои планы в случае победы на президентских выборах. Первыми шагами Кличко в случае избрания на пост президента, по его словам, станут «полная люстрация власти, реформирование судебной и правоохранительной систем, а также принципов налогообложения».
После этого Виталий Кличко обсудил «пути разрешения кризиса в Донбассе и Украине в целом» с бизнесменом Ринатом Ахметовым.
Можно отметить, что как власть, так и правоохранители предпринимают определенные усилия для стабилизации ситуации. Но судить об их эффективности и достигнутых результатах пока рано.
Алексей БАСАКИН