Поводом к данному материалу стали события 31 марта в центре Киева, когда активист «Правого сектора» открыл стрельбу, ранив первого заместителя главы Киевской городской администрации Богдана Дубаса и двоих бойцов Самообороны Майдана. После этого он попытался скрыться в гостинице «Днепр», часть помещений которой активисты праворадикальной организации занимают еще с января.
В числе изменений, которые планируется внести в Конституцию, важное место занимает ликвидация областных и районных государственных администраций и передача их полномочий органам местного самоуправления.
Впрочем, уйти от наказания ему не удалось. Здание было оцеплено правоохранителями, и после переговоров между ними и «Правым сектором» стрелок был выдан сотрудникам МВД. Позднее здание гостиницы покинули и остальные активисты, оставив после себя, по заявлению пресс-службы Министерства внутренних дел, «несколько единиц оружия».
Напомним, это уже далеко не первый скандал, связанный с действиями «оборонцев Майдана». Одни, облеченные депутатскими полномочиями, позволяют себе врываться в НТКУ и снимать на видео избиение руководителя телекомпании, другие, чуть помельче, организовывают рейдерские атаки на предприятия (как, например, на винницкий завод «Немиров»).
Не остается без дела и низовое звено – его участники занимаются «охраной» (которая нередко напоминает рэкет 90-х годов) или просто «экспроприируют ценности» (как это произошло в закарпатской резиденции Медведчука, которую охранял «Правый сектор»).
Причем многие СМИ стараются либо не называть вещи своими именами, либо вовсе обходить такие события стороной. До недавних пор постоянно предпринимались попытки оправдать те или иные действия праворадикальных группировок – мол, это не они, а «неизвестные в похожей форме». Зато с экранов телевизоров и интернет-страниц льется поток страшилок о «сепаратистах на юго-востоке», которые «вот-вот свергнут власть, предадут Украину и дружными рядами пойдут встречать россиян».
Впрочем, дело не только в подобного рода страшилках. В картину «опасного юго-востока» прекрасно вписывается нежелание хоть кого-то из крупных представителей новой власти посетить Донбасс (за месяц – только министр экономического развития Павел Шеремета, оставивший крайне противоречивые впечатления). Вот и получается, что в отсутствие каких-то сигналов и объяснений со стороны центральной власти, образовавшаяся пустота заполняется страхом и самыми нелепыми слухами – о «заезжих бандеровцах», об «отчислении денег на Майдан» (или, в последнее время, – «на армию»). Тем самым нагнетается обстановка, и часть населения подталкивается к радикальным действиям.
Донбасс, в абсолютном своем большинстве, не оправдывает захваты административных зданий или события, произошедшие 13 марта на площади Ленина.
Но пусть закон будет один для всех! Пусть люди, которые под пророссийскими лозунгами нарушали закон в Донецке, несут такую же ответственность, как те «псевдопатриоты», нарушавшие его во Львове и Киеве «для Украины и победы революции».
Однако, судя по всему, пока закон в нашей стране по-прежнему остается избирательной категорией. Того же Александра Музычко (более известного как Сашко Билый) гораздо логичнее было арестовать и допросить, но произошло то, что депутаты Ровенского горсовета, а вслед за ними и Анна Герман назвали «политическим убийством». Ограничения в скорости по-прежнему существуют лишь для обычных граждан, а не для кортежа Арсена Авакова.
Впрочем, Арсений Яценюк уже осудил действия министра МВД, заявив, что надеется, что «это был последний сюжет, который я увидел в средствах массовой информации о передвижении кортежами» (трудно пока однозначно сказать, что именно имел в виду премьер-министр). Зато имеем множество открытых дел за «призывы к изменению государственного строя» (хотя, если вспомнить события ноября 2013-го – февраля 2014-го, то по этим статьям должна была понести ответственность добрая половина украинских политиков).
Сейчас в Украине разворачивается предвыборная гонка. И большинство кандидатов заявляют о стремлении сохранить единую страну. Однако, на наш взгляд, это невозможно осуществить без серьезных изменений в принципах управления (например, проведение децентрализации, о которой уже столько сказано), в экономической политике (обещания ликвидировать теневые схемы, в основном, остаются лишь обещаниями) и в работе правоохранителей на всех уровнях. Пока по улицам многих городов Украины ходят и устанавливают свои порядки люди с оружием (как бы их не называла «независимая» пресса), у части населения будут сохраняться опасения, и заявления о единстве страны останутся лишь просто словами.
Процесс разоружения и ликвидации радикальных группировок сдвинулся с мертвой точки, но еще далек от завершения. Пока что меры правоохранителей по наведению порядка выглядят явно недостаточными.
Внешние силы
Вместе с тем нельзя не отметить, что нормализация положения в Украине зависит не только от действий центральной и местной власти, но и от позиций основных мировых игроков – России и США. Мы уже писали о переговорах министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри, теперь попытаемся понять, как эта встреча отразилась на решениях внутри нашей страны.
Напомним, основными требованиями главы российского МИД были проведение конституционной реформы и федерализация Украины. По этому поводу Джон Керри заявил, что украинцы должны сами определять свое будущее, но США «могут способствовать созданию климата для переговоров». То есть, судя по всему, определенное соглашение между РФ и США все же было достигнуто.
Если это так, то существуют три возможных пути развития ситуации. Первый – отложить президентские выборы и вплотную заняться изменениями в Конституцию, второй – запустить конституционную реформу до или вместе с досрочными выборами. Наконец, третий – все-таки не поддаться давлению и отложить вопрос изменения Основного закона до оглашения результатов президентских выборов.
Первый вариант неприемлем для политиков, опирающихся на поддержку западных регионов, так как в глазах избирателей это станет очередным поражением от России. Последний – губителен для украинской экономики, так как в ответ на неуступчивость Киева нам вполне могут задержать кредит МВФ. По всей видимости, украинская власть избрала именно второй вариант. Об этом, в частности, говорит вчерашнее заявление премьер-министра Арсения Яценюка о том, что «проект новой Конституции появится через две недели».
Подводя итоги, можно сказать, что мы стоим на пороге больших изменений внутри страны, которые затронут жизнь каждого из нас. Вот только перейдем ли мы этот порог, и если да, то на каких условиях – спрогнозировать сложно. Все будет зависеть от двух факторов – договоренностей США и России с Украиной и об Украине, а также от действий центральной власти по изменению положения в стране.
Алексей БАСАКИН