Главным достижением российских и некоторых украинских СМИ стало создание образа страшных бандеровцев и праворадикалов, которых якобы поддерживает немалая часть населения. 25 мая эта легенда оказалась развеянной. Дмитрий Ярош и Олег Тягнибок – самые радикальные представители украинской политики, на двоих набрали меньше 2%.
Причем слабые результаты были продемонстрированы не только на юго-востоке, но и в так называемых «базовых» областях кандидатов. Существенное снижение поддержки было зафиксировано по всей Украине, но именно западные регионы показали реальный уровень разочарования в праворадикальных и националистических идеях. Так, например, Ивано-Франковская, Львовская и Тернопольская области, в которых ВО «Свобода» на парламентских выборах 2012 года получила более 30% голосов, теперь отдали за Олега Тягнибока от 1,16 до 1,8% голосов. Что же касается страны в целом, то если в 2012 году правые силы поддержало 10,4% населения (или 2,13 миллиона человек), то сейчас – 1,16% или 210 тысяч избирателей.
Фактически рейтинг Олега Тягнибока (а ни для кого не секрет, что популярность ВО «Свобода», в основном, держится на его личной харизме) упал в 10 раз. Более чем показательные цифры, не правда ли?
Примерно такие же результаты продемонстрировал и руководитель «Правого сектора» Дмитрий Ярош. Распиаренный многочисленными СМИ и ставший настоящим пугалом для россиян и жителей юго-восточных областей кандидат получил всего лишь 0,7% поддержки. Из практически 18 миллионов проголосовавших его поддержали 127 тысяч человек. Лишь в двух регионах (в Киеве и родной для него Днепропетровской области) он смог преодолеть барьер в 1% голосов избирателей. Капля в море. И на этом фоне еще более смешной выглядит фейковая новость от российского Первого канала, судя по которой Дмитрий Ярош якобы набирал 37%.
В чем же причины такого оглушительного провала тех, кто активно участвовал в Майдане, в кровавых столкновениях на Грушевского и заявлял о «мощнейшей поддержке со стороны народа»?
Прежде всего, хотелось бы развеять миф о том, что большинство населения западноукраинских областей поддерживает радикальные заявления или действия этих политиков. Обычные жители Львовской, Волынской, Тернопольской и других областей ощутили на себе, что означает поддержка ультраправых сил. Люди с автоматами, которые заводят свои порядки, требуют дань с предпринимателей или избивают журналистов и музыкантов, не нравятся никому. Именно эти действия, о которых чаще всего умалчивали наши телеканалы и которые в ярких красках расписывали россияне, стали основной причиной негативного отношения к радикальным силам.
Но дело не только в этом. Большинство украинцев попросту устали от нестабильности. От того, что в стране идет необъявленная война, названная антитеррористической операцией, от призыва их сыновей, мужей и братьев в вооруженные силы, от роста цен и курса доллара, от других экономических проблем. Поэтому выбор между теми, кто выступает за дальнейшую эскалацию конфликта, и между тем, кто дает хотя бы призрачную надежду на стабилизацию, был очевиден. Кстати, именно в этом, по всей видимости, заключалась также причина провала Юлии Тимошенко. Агрессивная риторика о борьбе с олигархами и «внешним ом» могла сработать раньше, но не сейчас, когда большинство населения на себе ощутило последствия этой «борьбы».
Нельзя не отметить, что полученные результаты уже отразились на риторике лидеров праворадикальных сил. Совсем недавно, 22 мая, Олег Тягнибок требовал «как можно быстрее очистить Верховную Раду с помощью досрочных парламентских выборов». Но сейчас все чаще звучат заявления, что «в связи с антитеррористической операцией нет возможности обеспечить волеизъявление граждан на востоке Украины». Поэтому выборы предлагается отодвинуть на осень 2014 года. Если проанализировать эту позицию, то становится понятным, что главной задачей «свободовцев» является не забота о жителях востока (где партия Олега Тягнибока на последних парламентских выборах получила целых 1,2% голосов избирателей), а стремление оттянуть момент волеизъявления для того, чтобы восстановить свой собственный рейтинг.
Надежду на проведение досрочных парламентских выборов осенью этого года высказал и «Правый сектор» во главе с Дмитрием Ярошем. Несмотря на низкие рейтинги своего лидера, они надеются преодолеть 5%-ный проходной барьер и провести своих депутатов в Верховную Раду. На выборы «Правый сектор» планирует идти самостоятельно, но не исключает временного объединения с ВО «Свобода». Впрочем, аналитикам необоснованный оптимизм самой радикальной политической силы Украины непонятен. Так, по мнению политического эксперта Тараса Березовца, «шансов на прохождение в парламент поодиночке не имеет ни одна из этих политических сил».
На данный момент хочется отметить, что 2% поддержки – это не просто провал правых партий на выборах. Это показатель того, что народ устал от радикальных лозунгов. Кроме того, это своеобразный ответ населения Украины на многочисленные мифы о «массовой поддержке неофашистов», которые тиражируются недобросовестными средствами массовой информации.
Алексей Гречишников
[center][img]https://lifedon.info/uploads/posts/2025-01/1737010930_422.jpeg[/img][/center]