Уход металлургических активов «Метинвеста» Рината Ахметова и ИСД Сергея Таруты (в 2009 году 50% + 2 акции холдинга куплены российскими инвесторами во главе с Александром Катуниным) будет означать прежде всего сокращение экспортных поступлений – на $10–12 млрд.
Вероятны и технологические потери. Например, модернизацию железных дорог будет проводить куда сложнее. Мариупольская «Азовсталь» – главный в Украине изготовитель рельсов, а износ железнодорожных путей в стране оценивается в 60–80%.
Артемовский завод по обработке цветных металлов, принадлежащий братьям Андрею и Сергею Клюевым, – один из крупнейших на постсоветском пространстве производителей цветного проката (например, контактного провода для трамваев и электровозов).
Также непросто будет обновлять подвижной состав, износ которого доходит до 90%. Крупнейший в стране производитель локомотивов – «Лугансктепловоз» (контролируется российским «Трансмашхолдингом»).
Грузовые вагоны, цистерны и детали к ним производят холдинг «Азовмаш» (Мариуполь; входит в орбиту Юрия Иванющенко), Стахановский вагоностроительный завод (Луганская область, контролируется Константином Жеваго) и Попаснянский вагоноремонтный завод (Луганская область, связан с депутатом Антоном Пригодским).
Кроме того, в регионе выпускают горношахтное оборудование – в основном на предприятиях Ахметова группы Corum (бывшие НПК «Горные машины»).
Помимо машиностроения и транспорта, пострадает и энергетика. «Донбасс – это уголь» – кто же не знает? Он, правда, местами весьма дотационный: себестоимость на госшахтах по итогам прошлого года – 1353 гривны, средняя цена продажи – 493 гривны.
До недавнего времени в стране наблюдался профицит угля. По итогам прошлого года, по разным оценкам, на‑гора выдали от 4 до 10 млн т лишнего угля при общем его производстве 83,6 млн т.
Однако на Луганскую область приходится 43% добычи угля, на Донецкую – 27%. В случае их ухода компенсировать потери придется Днепропетровской области (23%), а также Львовской с Волынской (совокупно 7%) – и они не смогут этого сделать.
А ведь именно на уголь как замену дорожающему российскому газу переходили в последнее время металлурги и цементники.
Кроме того, в Украине 49% электроэнергии производится на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях, многие из них работают на угле. Главный электрический магнат страны – ахметовский холдинг ДТЭК, владеющий также и рентабельными угольными шахтами. В Донецкой и Луганской областях в составе ООО «ДТЭК Востокэнерго» работают три электростанции общей установленной мощностью 4157 МВт (около 8% общеукраинской). Не исключено, правда, что в случае раскола страны Ахметов все же не перестанет кормить углем свои оставшиеся в Украине электростанции – ПАО «ДТЭК Днепроэнерго» (8185 МВт) и ПАО «ДТЭК Западэнерго» (4707,5 МВт).
Через Луганскую область в Украину входит транзитный газопровод «Союз». И на ее территории находятся два небольших подземных газовых хранилища – Краснопоповское (емкость 0,42 млрд куб. м) и Вергунское (0,4 млрд). Суммарная емкость украинских ПХГ – 32 млрд куб. м, но находятся они преимущественно у западных границ.
Кроме того, на принадлежащем «Росатому» краматорском заводе «Энергомашспецсталь» производят литые и кованые изделия для атомных реакторов. Напомним, Украина собирается строить два новых энергоблока на Хмельницкой АЭС.
И даже альтернативную энергетику развивать без предприятий региона будет непросто: сборка ветроустановок Fuhrlander происходит на мощностях ПАО «Краматорский завод тяжелого станкостроения» и ПАО «Новокраматорский машиностроительный завод».
Несколько слов о «сланцевой» версии беспорядков на востоке. Юзовский участок, на котором предположительно находится газ уплотненных песчаников, частично заходит в Донецкую область. Но Shell разведочное бурение ведет в Харьковской области, вообще же существование украинского «сланцевого» газа еще надо доказать.
Для экономики же в целом уход региона из страны будет означать потерю примерно 15% ВВП.
forbes.ua