В столицу Донбасса всего с одним спектаклем пожаловал российский актер театра и кино Олег Меньшиков, известный зрителю по ярким ролям в фильмах «Покровские ворота», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник» и «Статский советник».
Перед выходом на театральную сцену, на которой Олег Евгеньевич представил свой моноспектакль «1900», необычайно харизматичный артист пообщался с корреспондентом «Жизни» и рассказал о творчестве, взглядах на жизнь и несоответствии украинского авиаперевозчика мировым стандартам.
Олег Евгеньевич, мы рады приветствовать вас в Донецке. Как долетели?
Я очень давно летаю и много, как вы понимаете. И вот впервые у меня возникло ощущение, что меня вернули в СССР. Все страны пытаются уйти от этого времени, а меня на рейсе МоскваДонецк авиакомпании «Аеросвіт» успешно туда вернули.
Я летел бизнес¬классом и, вы знаете, я просто обалдел, потому как, кроме половины стаканчика минеральной воды, за время перелета мне не предложили больше ничего. А в экономклассе не предложили даже воду.
И стюардесс винить не в чем, потому что они просят писать жалобу. Самое потрясающее то, что авиакомпания берет деньги за бизнес¬класс, в то же время не обеспечивая пассажиров ни чаем, ни едой – вообще ничем. И это абсолютно безнаказанно, тогда как в Уголовном кодексе есть статья, которая называется «мошенничество».
Вы написали жалобу?
Нет. Я вообще не скандальный человек и могу простить очень многое, но такого отношения, когда меня держат за идиота, не потерплю. Достаточно обеспеченные люди, которые летели вместе со мной, в итоге отметили: «Ну да ладно. Слава Богу, что долетели». Как в том случае: лишь бы не было войны… А то, что тебя обдурили, содрали вдвое больше денег, чем положено, и не предоставили то, что должны, не в счет. Они возмущаются во время полета, но когда самолет садится, как и все бывшие советские люди, добавляют: «Ну и хорошо!». Я предупредил представителей авиакомпании, что буду жаловаться. Хочется, чтобы на их работу обратили внимание.
Сейчас у вас проходит большой тур по Украине. Расскажите о нем.
Я вообще люблю приезжать в Украину. В этот раз мы побываем в Днепропетровске, Харькове, Одессе, Львове и Киеве. И даже в Кишинев заедем на один спектакль. Жизнь артиста состоит и из гастролей тоже. Конечно, приятно сидеть в Москве, размеренно играть несколько спектаклей в месяц, но от гастролей никуда не деться. И, честно говоря, я не знаю артистов, которым они не нравятся. Мне очень нравится ездить по странам и городам, тем более что мне бесконечно дорог спектакль «1900», который идет на протяжении уже нескольких лет.
Как появилась идея создания этой постановки?
Я давно хотел сделать моноспектакль. Мы писали, придумывали сценарий с разными авторами, но ничего не получалось. Потом мне ктото дал книгу Алессандро Барикко «1900. Легенда о пианисте». Я ее прочитал, и она так мне понравилась, что практически на следующий день я начал репетировать. Это был тот самый щелчок, когда ты понимаешь, что это – то самое. Полтора года мы искали этот спектакль.
Почему моноспектакль?
На мой взгляд, это самое честное общение со зрителем.
Во всяком случае, ты уже можешь дать оценку самому себе: можешь ли ты полтора часа держать зрительный зал или не можешь. Ведь, по большому счету, я на сцене один (не в счет те люди, которые за кулисами мне помогают, – а их много). Моноспектакль предполагает, что веду разговор я один, говорю я один. Это сложно и прекрасно. И решил устроить себе такой экзамен. К тому же, наступает такой момент, когда уже неинтересно говорить текст, не присваивая его до конца себе – хочется от первого лица. Я понимаю, что это не моя история: не я ее прожил, не я ее написал. Но она уж очень мне запала в душу. Потому что я не считаю, что искусство должно заниматься жизнью – для этого есть достаточно жанров, в том числе телевидение. Искусство должно заниматься созданием легенд.
В одном из интервью вы назвали моноспектакль «1900» «попыткой перестать бояться общения со зрителем с глазу на глаз»…
Может быть. Но я не то чтобы боялся – мне это было неприятно и неинтересно. Я ненавижу спектакли, когда зрители ходят в метре от тебя. Для меня театр – это всетаки рампа, зритель с одной стороны, а я – с другой. Непосредственное общение глаза в глаза со зрителем никогда не вызывало у меня интереса. Не скажу, что мне было страшно – я считал это противоестественным самому существованию артиста на сцене. Но тут мне нравится. Хотя из¬за освещения сцены все равно не вижу лиц в зрительном зале (смеется).
Тем не менее, я чувствую зал, чувствую, как идет спектакль. Недаром же говорят, что все болезни проходят на сцене. Это действительно так, поскольку организм начинает затрачиваться на другое, и на время спектакля ты о них попросту забываешь.
Как вы относитесь к хамам, которые сидят в зале?
Откровенно хамских проявлений в мой адрес я никогда не видел. Думаю, что в драматический театр, при наличии сейчас других жанров в искусстве, не пойдут хамоватые люди, поскольку им тут делать нечего.
Тем не менее, сейчас есть мода, к примеру, пойти на Олега Меньшикова…
Эта мода была всегда. Почемуто нам, артистам, это ставят в вину. Но разве плохо, когда идут на артиста? Ведь мы, по большому счету, для этого и существуем.
Не было в мой адрес хамских проявлений. Но если будут, я и ответить могу. Знаете, как говорил Остап Бендер: нахалы нам не нужны – мы сами нахалы!
Как вы настраиваетесь на спектакль?
Никак. Я, к сожалению, до сих пор волнуюсь. В общемто, за столько лет можно было и привыкнуть к выходам на сцену, но нет. И последние полчаса перед выходом на сцену – каторга для меня. У меня возникает лишь одно желание – чтобы отключили во всем районе электричество, и мы вышли на сцену со словами: «Ребята, мы не можем играть без света. Идите по домам!» (Смеется).
Однако это моментально уходит после того, как начинается спектакль. Через минуту о волнении я уже не помню, и душа несется в рай.
Вы сыграли роль Калигулы, роль Вацлава Нижинского – две наиболее любимые вами роли. Кого еще хотели бы сыграть?
Когда¬то я хотел сыграть Сирано. Но сейчас, имея свою театральную компанию, я могу играть все, что я хочу. Поэтому все свои творческие желания я осуществляю самостоятельно.
Должно быть, у меня никогда не было мечты. Раньше я считал, что артисту мечтать попросту не надо, потому что ты хочешь получить определенную роль, а тебе ее не дают. И ты начинаешь злиться, что в итоге ни к чему хорошему не приводит.
Кроме того, у меня есть «Духовой оркестр Олега Меньшикова», существующий на денежные средства, которые я нахожу, а также на мои личные средства. Это шоу духового оркестра, которое очень популярно в Европе и Америке. Мы первые на постсоветском пространстве. Играли в Москве, Риге, Санкт¬Петербурге. Мы первыми сыграли в театре оперы и балеты им Т. Г. Шевченко в Киеве.
А когда же выступите в Донецке?
Это сложно. В нашем составе только на сцене 40 человек. Найдите организатора, который вывезет такую банду, и мы с удовольствием приедем к вам!
Серьезно вам говорю, мы не ожидали такого успеха. Людям очень нравится. Когда они приходят, не понимают, какая связь Меньшикова с духовым оркестром: это спектакль или чтото другое? Но, на мой взгляд, мы придумали очень правильную форму для постановки. В основе как бы мои мемуары, а каждая глава – отдельная музыкальная пьеса. Это новый жанр, который мы осваиваем, и я очень горжусь, что мы первые в данном направлении.
Что способствует вашему восстановлению после спектакля?
Есть такое верование, что трагики живут намного дольше, чем другие артисты, потому что они выплескивают весь негатив из себя и освобождаются от него. Потому у меня никогда не было такого, чтобы я просил не трогать меня полтора часа после спектакля.
Увидим ли мы вас вскоре в кино?
Летом я сыграл в фильме о Валерии Харламове, который называется «Легенда №17». Я играл роль Анатолия Тарасова, выдающегося российского тренера по хоккею. Мне кажется, это может быть очень хороший фильм, поскольку сценарий интересный. Я ненавижу слово «патриотизм», но этот фильм не лишен патриотизма.
Как вам Донецк?
Думаете, я его видел? Проблема в том, что гастроли – это сплошные переезды. Если бы мы играли здесь спектакли на протяжении недели, то можно было бы увидеть Донецк. А так я помню, что сегодня мы выступаем здесь уже третий раз. Но, откровенно говоря, я не узнал театр.
Тогда приезжайте к нам на чемпионат Европы по футболу!
А вы знаете, что у вас билетов не достать? Я своим знакомым из Киева говорю, чтобы достали мне билеты. А они отвечают, что все билеты у организаторов Евро. Я хотел бы побывать у вас на чемпионате, но вряд ли получится... А вот на летнюю Олимпиаду в Лондон я поеду.
Что вы хотели бы пожелать читателям газеты «Жизнь»?
Газете «Жизнь» быть не такой, как ее московский аналог. Читателям «Жизни» я желаю счастливо жить и много мечтать. Думайте о мечтах перед сном – сон будет крепче и настроение лучше.
Наталья ЛЕХАН