Принятие изменений в Конституцию Украины в части судебной реформы, закона о судоустройстве и статусе судей преподносится властью как благо для народа и инвесторов. Что меняют принятые поправки?
Минус уровень, плюс экзамены, зарплаты и Римский статут
Поправки возвращают судебную систему к трём уровням, как было «до Януковича»: первая инстанция, апелляция и кассация в Верховном суде. Кто забыл, сегодняшняя четырёхуровневая система была создана бывшим президентом для того, чтобы сконцентрировать у себя всю полноту судебной власти и отобрать часть полномочий у Верховного суда.
Коснулись изменения и подтверждения квалификации служителей Фемиды. Теперь все они должны будут пройти «переэкзаменовку» в различные сроки, в зависимости от уровня суда. Процесс этот непростой и достаточно длительный, поскольку сегодня система насчитывает около 7 тысяч судей. Тем не менее авторы реформы надеются, что такое обязательное «сито» поможет избавиться от неквалифицированных, а также склонных к коррупции кандидатов в судьи. Кстати, анонсированное повышение зарплат будет проводиться только лишь после прохождения судьями переаттестации.
Реформаторы рассчитывают очистить систему от коррупционеров и с помощью ещё одного новшества — декларации о доходах судьи и всех членов его семьи, а также «декларации добродетели». Оценивать декларации судей будет Общественный совет при Высшей квалификационной комиссии судов.
Помимо всего, судебная реформа позволит Украине наконец приобщиться к более 100 странам, использующим так называемый Римский статут для решения вопросов в Международном уголовном суде. Это военные преступления, геноцид, а также преступления против человечности. Правда, ратификация Римского статута не означает его моментального распространения на Украину, — там есть ещё определённая процедура; но, по крайней мере, это большой шаг к международному механизму судопроизводства.
Противники негодуют
Впрочем, ряд авторитетных юристов весьма резко высказываются о качестве предложенной реформы судоустройства. Так, Марина Ставнийчук, член Венецианской комиссии, считает принятые изменение имитацией реформы. Чего стоит один закон о люстрации, забракованный той же Венецианской комиссией: возня вокруг псевдоочистки судейского корпуса длилась почти два года и ни к чему не привела.
Сегодняшние изменения в Конституцию и принятие нового «судебного» закона — попытка подчинить судебную власть в стране ограниченному кругу лиц, считает Ставнийчук.
Многие юристы отмечают также, что хотя изменения несут определённые прогрессивные нормы, их реализация может затянуться надолго. Ведь формирование судебной системы, включая набор, перевод и увольнения судей, будет производиться теперь исключительно Высшим советом правосудия. Но этот новый орган по закону будет создан не раньше весны 2019 года. Получается, что до этого периода все эти вопросы будет решать всё тот же Высший совет юстиции. То есть пока что «рулить» системой будут по-старому, а там может случиться, как в пословице: или ишак сдохнет, или падишах помрёт...
Симпатики надеются
А вот бывший глава Минюста Сергей Головатый, также член Венецианской комиссии, считает, что сейчас в Украине происходит зарождение новой юридической системы: строится система правосудия со всеми составляющими её элементами. Но самым главным достижением юрист считает лишение президента полномочий управлять судами, что, несомненно, пойдёт только на пользу укреплению в Украине верховенства права.
Тем не менее формально глава государства всё же будет участвовать в процессе судейских назначений. После всех процедур отбора кандидатов Высшим советом правосудия гарант Конституции будет издавать формальный, по сути, указ о назначении судьи на должность. Примерно такая же процедура существует и в большинстве европейских стран.
Но пока реформа правосудия не заработает на самом деле, а не на бумаге, вряд ли большинство граждан Украины поверят в неё. Уж очень долго нас дурили всякими «реформами» без последствий. Как говорится, время покажет…
Zavarnik