Ушедшее лето показало, что Международный валютный фонд умеет держать почти театральную, полную скрытого драматизма, паузу. Большинство украинцев за отпусками и дачами этого не заметили. Между тем с каникул пора вернуться всем: и кредиторам, и стране. Хотя бы для того, чтобы понять: а нужен ли нам пресловутый очередной кредит от МВФ? А если нужен, то насколько?
Молчание — не знак согласия
Обещание очередного кредита от МВФ этим летом, похоже, растаяло, как облачко в июньском небе.
«Существует ещё несколько нерешённых технических вопросов в рамках принятых Украиной обязательств, которые мы вместе обсудили. Их необходимо решить, поскольку мы не можем иметь наполовину выполненную программу и надеяться, что она будет работать», — пояснила директор МВФ Кристин Лагард. И была последовательна: фонд не включил в свою июльскую повестку ни слова об украинском транше.
Министерство финансов Украины успокаивает: транш дадут. Позже. Но, несмотря на эту новую мантру, вопрос остаётся открытым. Можно предположить, что глава ведомства, вспоминая, как эта кредитная история начиналась, завидует своим предшественникам: им было куда проще. Первый транш в рамках четырёхлетней кредитной программы МВФ ($17,5 млрд, помните?) Украина легко получила в марте прошлого года. $5 млрд — марте, $1,7 млрд в августе — и всё. Ждали ещё $1,7 млрд в сентябре 2015-го. Но не срослось. МВФ сослался на политический кризис, подождал переформатирования правительства и вроде бы дождался…
Тут надо помнить, что в мире нет организации, более влиятельной и более стремительной в принятии положительных решений, чем МВФ. То есть если вчера доктора экономических наук, работающие на него, решили, что можно, — и уже завтра нуждающейся стране, которая честно выполнила все предписания из их горького рецепта, деньги переведут. На них внимательно смотрят Евросоюз и США. Если МВФ молчит, то это далеко не знак согласия. И, значит, вас ни в какую не прокредитует Всемирный банк, например. Так что для нас в этом молчании зависли не только $3,5 млрд от МВФ, а и судьба макроэкономического займа от ЕС.
Не уложились…
Требования МВФ просты, как формула воды. Фонд концентрирует внимание на ключевых индикаторах: дефицит бюджета, госдолг, платёжный баланс и курс гривни. Вишенка на торте — требование структурных реформ. Насчёт дефицита ВВП чиновники уверяют, что за 2 года он упал с 10,5 % до 2,3 % в 2015-м. Это норма, так было в странах Балтии в глобальный кризис 2008-го. Подошёл МВФ и плавающий курс гривни, и сам факт смены правительства, с которым эксперты приехали знакомиться в мае.
На тот момент нам ещё предстояло принять почти два десятка законов, среди которых дерегуляция, судебная, налоговая и энергетическая реформы, корпоративное управление и расширение списка предприятий на приватизацию. Но многое из указанного явно не выполнено. И денег на экономическое восстановление нет. Чиновники обещали уложиться в сроки — не уложились. В результате транш не отменяют, но уменьшат до $1 млрд. Но это уже маркер качества новоназначенного правительства, а не политики в целом. Или нет? Добавим сюда обязательства Украины по кредитам, — платежи, обслуживающие долг… И всё это — под угрозой того, что транша не будет!
Что ещё могло отпугнуть донора? Может, бюджетная резолюция нового Кабмина на 2017 год? Заглянув в неё, можно реально потерять дар речи. Например, в ней заложена девальвация гривни с нынешних 24 грн/$ до 27 грн/$ с хвостиком. То есть больше 12 % от нынешнего курса. А инфляцию при этом хотят удержать в пределах 8 %. Не надо быть экспертом, чтобы понять: девальвация тянет за собой повышение цен сначала на импорт, а потом и на отечественные товары-услуги, и такой скромной цифры быть просто не может! Возможно, МВФ решил подождать более весомого документа — проекта госбюджета на 2017 год? Его-то как раз должны подать в сентябре!
А возможно, дело в политике фонда, который работает на суперпрозрачных условиях и следит, чтобы долги возвращали вовремя и с процентами. А у нас предполагавшаяся год назад траектория движения в этом направлении зависла… Вот тебе и отсрочки.
Нет — и не надо?
Не сочтите за эйфорию: может, нам дают понять, что чужие деньги Украине не нужны?
Рассудим здраво. Пусть в большинстве секторов экономики дела идут всё так же скверно, но стабилизационные процессы таки идут. Или ползут, но всё же. А чиновники высшего эшелона власти по привычке продолжают рассчитывать на донора, словно не видят, что валютный резерв растёт (в июле составлял $13,988 млрд, что больше прошлогоднего июльского на 36,3 %). Не иссякает приток валюты, да ещё увеличились поступления в местные бюджеты почти наполовину, — казначейство не даст соврать? Притом граждане, оказавшиеся крайне живучими, умудряются каким-то образом зарабатывать валюту и продают её. В НБУ подметили: за прошлый год украинцы продали на $1,55 млрд больше, чем купили, и с начала этого года объёмы продаж зелёных бумажек выросли, к середине лета украинцы продали на $380 млн больше, чем купили.
Так откуда же опасность падения национальной валюты, когда внешний и платёжный баланс положительны, госдолг пережил реструктуризацию и частично списан? Или это тонкий намёк для слишком умных, что гривню всегда можно девальвировать искусственно? Правда, кто рискнет? Разве что властители наших кошельков — НБУ и Кабмин, которые уже заложили в бюджетную резолюцию несколько нелогичные данные…
Уговорите нас
Есть, конечно, нюанс, который не обойдёшь, рассуждая о превратностях любви зарубежных толстосумов. Транш нужен, потому что осенью предстоит выплатить злополучные проценты тому же МВФ, а этот и другие внешние долги грозят сильно обмелить золотовалютный резерв Украины.
Стоп! На этом этапе стройность наших рассуждений нарушает заявление министра финансов РИА-новости, что Украина сотрудничает с МВФ вовсе не ради денег!
Если забыть об ошибках НБУ, который так старался удержать курс на отметке 13 грн/$, что отправил в никуда приличную часть тех $5 млрд валютного резерва, при наличии которых в то время стартовала программа нашего сотрудничества с МВФ.
Сейчас в резерве $14 млрд, или 3,5 месяца покрытия украинского импорта. Но осенью предстоит погасить $600 млн «купона» — проценты по прежним европейским долгам. Ну и газа неплохо бы подкачать в наши хранилища в преддверии зимы… Сомнительно, что на все эти нужды хватит отечественной валютной заначки.
А если не платить вовремя по долгам и счетам, то мировой финансовый рынок начнёт поступать так, как обычно поступают со странами, которые имеют нешуточные проблемы с финансами. То есть без лишних сантиментов.
Получается, что с нашим министром финансов не согласиться сложно. Дело действительно не в деньгах, а в репутации страны и самой стране, чего уж тут скромничать…
И хотя очевидно, что держатели украинских долгов сами заинтересованы в очередной подпитке должника, не стоит забывать о тех самых почти двух десятках законов, которые у нас ещё не приняли. В этом аспекте в случае излишней медлительности законодателей ожидание транша может продлиться до очередного критического дня…
Zavarnik