В конце лета курс гривни стал неуклонно падать. Буквально за месяц «портрет Джорджа Вашингтона» потянул на 25 «Святых Владимиров» и начал подбираться к 27. В этом винят совпадение событий, каждое из которых способно спровоцировать панику: задержание «крымских диверсантов», неясность ситуации на Донбассе, уборочная кампания, зависание транша от МВФ… Что из этого так повлияло на курс валют и следует ли расценивать это падение как временное?
Всё по плану — НБУ
Большинство отечественных банкиров и финансовых экспертов не теряют оптимизма, объясняя рост стоимости доллара временными явлениями, в первую очередь — началом делового сезона. Активизация бизнес-процессов в разных сферах требует много валюты: кто-то в долларах платит за обучение, кто-то закупает за границей товары, сырьё, технику. Часть украинцев подводят итоги летних трудов и переводят в более надёжную валюту заработанные за этот период или оставшиеся деньги. «Запрос надёжности» стал особенно чувствоваться в связи с новыми политическими потрясениями — внутренними и внешними.
В то же время ни один из этих факторов и даже само заметное подорожание «зелени» не вызвали панику и лавинообразный рост курса, как это зачастую бывает. Это с удовольствием отметили и в Нацбанке. Директор департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ Сергей Николайчук заявил, что бить тревогу можно, «когда волатильность начинает сама по себе генерировать паническое поведение населения, избыточный спрос на валюту, перенос девальвации на цены и выход инфляции за пределы наших целевых показателей». Пока же происходящее вписывается в приверженность государственных банкиров «плавающему курсу» и надежду на резервные $14 млрд, которыми они готовы в случае необходимости сбивать цену.
Впрочем, нарекания на политику НБУ, а точнее — на его бездействие в критических ситуациях, не стихают. Оппоненты считают, что сдерживать курс удаётся лишь благодаря иностранным траншам.
Театральная пауза в исполнении МВФ
Словно в подтверждение мнений скептиков, неопределённость с одним из таких траншей (от МВФ) поспособствовала удешевлению гривни. В июле Украина не дождалась запланированного $1 млрд. Выдержав театральную паузу, «украинский вопрос» всё же рассмотрели — в сентябре, с положительным результатом. Однако волна сомнений, будут ли выделены деньги и в каком объёме, однозначно успела пошатнуть курс национальной валюты.
В этих действиях МВФ сторонники теории заговора и антиглобалисты видят руку «мирового капитала», которому выгодно ослабление экономики Украины. Однако такой взгляд далёк от банальной паранойи, ведь грядёт очередной этап приватизации государственного имущества, а продавать предприятия будут, конечно, за гривни. Хотя Кабмин и Фонд госимущества пытаются, — и это заметно, — соотносить стартовые цены с долларовыми, иностранные участники торгов всё равно оказываются в более выигрышном положении. Рост доллара (то есть около 4 %) может сэкономить для них в некоторых случаях десяток миллионов долларов. Как, например, в случае продажи Одесского припортового завода, чья реальная стоимость по разным оценкам колеблется от $500 млн до $1 млрд.
С другой стороны, есть и события, в целом позитивные для страны, но негативно повлиявшие на курс нацвалюты. Например, запрет на экспорт украинского леса и металлолома, о чём долгие годы просили экономисты, политические активисты, а также экологи и металлурги соответственно. Эти меры, безусловно, снизили приток валюты из-за рубежа, но явно сыграют на руку отечественной экономике даже в среднесрочной перспективе.
Неутешительная тенденция
Последние несколько лет подтверждают, что именно в августе-сентябре доллар по отношению к гривне совершает скачок приблизительно на 5 %. К примеру, 10 августа 2015 года он стоил 21,45 грн на межбанке, к концу той недели (14 августа) — уже 22,15 грн, через месяц, 14 сентября, — 22 грн. В 2013-м ситуация была похожей, но только формально: за месяц с 12 августа до 13 сентября доллар вырос в цене, хотя и всего на 5,5 копеек.
Но ретроспектива показывает и ещё одну неутешительную тенденцию. Даже если подорожание «зелёного» в конце лета объясняется некими объективными и временными факторами, затем рост всё равно продолжается. Во всяком случае, последние сведения касательно проекта Госбюджета-2017 говорят о том, что в финансовый документ заложат курс доллара в 27,2 грн, что на 0,5–0,6 грн выше нынешнего курса.
Всего за пару недель до начала сползания гривни издание The Economist обновило данные своего традиционного The Big Mac index. Напомним, что это авторитетное издание с 1986 года оценивает покупательную способность жителей разных стран, сравнивая стоимость своеобразного заменителя потребительской корзины, которым служит «Биг Мак». В июле 2016 года по этому показателю украинская гривня была признана самой недооценённой из 48 национальных валют плюс евро. Согласно «фаст-фудному» индексу доллар в 2016-м должен был бы стоить лишь 7,74 грн. И так продолжается уже не первый год. Этот факт не даёт покоя некоторым отечественным финансистам и экономистам: возможно, реальная стоимость нашего «Святого Владимира» намного выше официальной?
Zavarnik