Поэтапное, хотя и значительно растянутое во времени стремление Украины сократить энергетическую зависимость от импорта газа по завышенным ценам из России, постепенно приносит плоды. На весы такого противостояния украинская сторона бросила самые разнонаправленные усилия: сокращение потребления газа в промышленном и коммунальном секторе экономики, закупка газа у европейских партнеров «Газпрома» по более выгодной цене, строительство терминала по приему сжиженного газа и, конечно же, масштабный инвестиционный проект совместно с компанией «Шелл» по добыче сланцевого газа. На весь энергетический креатив россияне до сих пор отвечали упорным отказом снизить стоимость газа, основываясь на нормах договора, заключенного между «Газпромом» и «Нафтогазом» в 2009 году.
Отсутствие гибкости в данном вопросе привело к значительному снижению закупок российского газа со стороны Украины.
В 2012 году Украина импортировала 32,9 млрд. кубометров российского газа. Из них 24,9 млрд. приобрел «Нафтогаз», а 8 млрд. – Ostchem Holding Дмитрия Фирташа. В «Газпроме» настаивают, что по контракту от 2009 года Украина должна закупать 52 млрд. кубометров газа, но может снижать отбор на 20%, до 42 млрд., а дальше вступает в силу условие take-or-pay, то есть законтрактованный газ должен быть оплачен в любом случае. Украина же утверждает, что при своевременном оформлении заявки она вправе снижать отбор до 33 млрд. кубометров.
Именно последний аргумент в газовом противостоянии на днях решила использовать российская сторона. Безусловно, связывать это лишь с началом сотрудничества между Украиной и транснациональной компанией «Шелл» или финансовыми проблемами «Газпрома», было бы слишком просто для традиционно запутанных украинско-российских отношений в данной сфере. Газ всегда был и пока остается элементом большой политики. Однако в последнее время Россия демонстрирует отсутствие желания идти на компромиссы, что не приводит к желаемому результату – членству Украины в Таможенном союзе или продаже газотранспортной системы.
Украина может обжаловать спорные пункты газовых договоренностей с «Газпромом» в международном суде. По этому пути уже пошла чешская RWE Transgas. Уступок от российского монополиста удалось добиться и итальянской компании Eni.
Как отметил министр иностранных дел Украины Леонид Кожара, Украина не признает наличия задолженности перед «Газпромом» в размере 7 млрд. долл. И рассчитывает решить спорный вопрос в процессе переговоров. “Я думаю, что в партнерских отношениях дело до суда не дойдет. Мы еще не обсуждали этот вопрос. Есть процедуры, которые предусмотрены самим контрактом, и у нас есть возможности решить вопрос в дружеских отношениях. Я думаю, можно использовать несудебные процедуры”, – подчеркнул министр.
Стоит отметить, что последним аргументом украинской стороны, который традиционно откладывается в этом споре про запас, может стать обращение в международные судебные инстанции для того, чтобы опротестовать ряд пунктов спорного соглашения 2009 года. По такому пути пошли отдельные европейские партнеры «Газпрома». Чешская RWE Transgas уже добилась положительного решения Фемиды, опротестовав долги, возникшие из-за применения поставщиком все того же пресловутого пункта «бери или плати». Итальянская Eni смогла добиться от «Газпрома» уступок, только рассматривая возможность судебного разбирательства или отказа от продления невыгодных контрактов.
Вопрос задолженности в случае с украинско-российскими отношениями будет решаться в сфере большой политики. Однако то, что в ход пошли последние аргументы, дает надежду, что у Украины есть шансы выстоять в таком противостоянии.