Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер по итогам заседания заявил, что консорциум должен быть трехсторонним, добавив, что возможен и двусторонний, лишь бы он учитывал интересы Евросоюза.
Газотранспортную систему Украины все-таки поделят на двоих. Несмотря на явное желание Киева ввести в ГТС-консорциум третьего участника — одну из европейских компаний — и на обещание Еврокомиссии поспособствовать этому, прошедший в Брюсселе круглый стол не сдвинул этот вопрос с мертвой точки, пишет Сегодня.
В то же время, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер по итогам заседания заявил, что консорциум должен быть трехсторонним, но тут же сам добавил, что возможен и двусторонний, лишь бы он учитывал интересы Евросоюза. Да и главными на брюссельском заседании были не слова, а факты: во-первых, конкретного предложения по третьей стороне ЕС не дал, во-вторых, Россия от участия в круглом столе фактически отказалась, прислав лишь своих экономических экспертов из посольства в Бельгии,
Как рассказал участвовавший в переговорах зампред парламентского комитета по ТЭК, регионал Александр Онищенко, на следующей неделе состоится еще один раунд встреч с представителями ЕС, на котором будет согласован весь план сотрудничества, однако, судя по всему, изменений в ключевом вопросе ждать не стоит: последние заявления российской стороны по-прежнему о двустороннем консорциуме — только в этом случае "Газпром" готов гарантировать объемы прокачки через украинскую ГТС не менее 60 млрд кубов.
60 миллиардов возникли не случайно — это нижняя черта рентабельности нашей трубы. В теории она может прокачивать до 170 миллиардов, но по итогам 2012-го было всего 84 миллиарда, а российские планы по увеличению поставок через белорусскую ГТС и "Северный поток", а также строительству "Южного потока" могут сделать украинскую трубу убыточной. И это главный фактор, из-за которого на договоренность с "Газпромом" пойти все-таки придется. Больше того, даже в Европе признали неизбежность этого — и в самом скором времени. "2013 год будет годом принятия решений", — заявил Эттингер.
Готовясь к этой неизбежности, Кабмин еще перед майскими праздниками подал в Верховную Раду законопроект, суть которого можно описать двумя фразами: "Нефтегаз" разрешают приватизировать по частям, а ГТС разрешают передавать в аренду. В оппозиции заявили, что этот законопроект "готовностью к государственной измене №1". Однако после майских праздников оппозицию ждал холодный душ: по словам Онищенко, на брюссельском круглом столе Еврокомиссия поддержала кабминовский законопроект. "Думаю, парламент проголосует за него, как проголосовал за другие евроинтеграционные законы", — отметил регионал.
Лояльность Еврокомиссии в данном случае объяснима. Как пояснил источник в Минтопэнерго, на брюссельских переговорах совпали точки зрения Эттингера и нашего министра Эдуарда Ставицкого по одному из ключевых вопросов — созданию украинско-российского консорциума только на базе Европейской энергетической хартии. В этой хартии есть сразу два пункта, не устраивающие "Газпром" (он не будет иметь право заниматься одновременно добычей и транзитом и он не сможет закрыть доступ в трубу для любых других компаний), но если на "совместительство" в добыче и транзите все готовы закрыть глаза (как закрывают на него глаза в Европе), то свободный доступ в украинскую трубу — вопрос принципиальный. Как, впрочем, принципиален он и для Украины: ведь консорциум создается не на один год, а через пять лет Shell может начать добычу сланцевого газа, и куда его потом девать, если в трубу можно будет войти лишь по разрешению "Газпрома".
Евросоюз дал понять, что готов помочь Киеву добиться у Москвы согласия на этот пункт. В Брюсселе Эттингер заявил, что реверсные поставки российского газа из Европы в Украину законны (хотя "Газпром" уже два месяца утверждает обратное), и этим дал добро на реализацию схем, которые сведут потребность Украины в непосредственных поставках из России к минимуму.
Как сообщил Александр Онищенко, Еврокомиссия дала добро на реэкспорт российского газа через Словакию. Однако это не основная схема, да и не самая выгодная: российский газ от немецкой RWE обходится нам в 0 за тысячу кубов, что лишь на дешевле цены от "Газпрома", да и максимальный объем такого импорта в 2013-м — 6 млрд кубов. Но после приватизации "Нефтегаза" по частям появится возможность сдать в аренду европейцам наши подземные хранилища, и мы сможем поднимать из ПХГ российский газ, уже ставший европейским, не тратясь на транзит. Предполагается, что так мы сможем покупать все нужные нам 30 млрд кубов у немцев, и именно эта схема заставит "Газпром" стать более уступчивым.
glavred.info