Официальные источники весьма скупы на информацию о том, что обсуждали президенты во время почти пятичасового диалога с глазу на глаз.
Общественности стала доступна лишь пара минут протокольных приветствий двух президентов. За это время Виктор Янукович и Владимир Путин успели обменяться любезностями за приглашение и соответственно согласие на встречу в Сочи, отметить актуальность обсуждения вопросов в торгово-экономической, политической и гуманитарной сферах, а также оценить масштабы сочинской стройки.
«Нам с вами есть о чем поговорить. Все вопросы, которые касаются двусторонних отношений, вызывают глубокий интерес и в Украине, и в России. Традиционная повестка дня сегодня будет пройдена, и мы потихоньку станем двигаться вперед», – подчеркнул президент Украины. В свою очередь Владимир Путин отметил, что очень рад возможности «в неформальной обстановке поговорить о двусторонних отношениях, торгово-экономических связях и сотрудничестве в рамках СНГ».
Несмотря на «протокольность» информации из официальных каналов, экспертное сообщество склонно считать данную встречу двух президентов куда более содержательной.
Что касается вопросов, которые могли обсуждать президенты, то одним из наиболее очевидных предположений можно считать детализацию условий получения Украиной статуса наблюдателя в Таможенном союзе. Дело в том, что текст данного соглашения на прошлой неделе как раз вышел из-под пера нашего Кабмина, а через несколько дней после сочинского рандеву Виктор Янукович и Владимир Путин должны встретиться в Астане с главами Белоруссии и Казахстана, входящих в Таможенный союз.
Как утверждает правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и ЕврАзЭС Валерий Мунтиян, внесенные со стороны членов ТС дополнения не затронули ключевые позиции меморандума. «Мы получаем все, что нам необходимо: участие в заседании органов ТС всех уровней, включая и высший; получение на анализ всех проектов документов ТС до их принятия; создание института постоянного представителя Украины в Таможенном союзе, – пояснил правительственный уполномоченный. – Кроме того, мы сохраняем этот статус и после 2015 года, когда после начала работы Единого экономического пространства страны ТС перейдут на новый уровень интеграции».
Помимо планов относительно Таможенного союза, президенты Украины и России, возможно, обсуждали создание консорциума на базе украинской газотранспортной системы (ГТС) и снижение цены газа для Украины. Украина и Россия уже более полугода ведут переговоры о создании консорциума на базе украинской ГТС в обмен на снижение цены газа до $260-280 за тыс. кубометров. Похоже, что российская сторона также постепенно готовится к тому, чтобы объяснить снижение цены газа для Украины. Так, первый заместитель главы комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев не исключает уступок Украине по цене газа в случае, если перед Россией встанет выбор – потерять украинский рынок или остаться на нем, снизив цены. «Жалко терять рынки, и никто не говорит, что это хорошо, но если будут препятствия непреодолимой силы, кто их перепрыгнет? – отметил Язев. – Я поддерживаю «Газпром». Он, сколько может, держит для Украины высокую цену и получает нормальную прибыль, а, если появится возможность потери контракта, тогда немного уступит в цене. Такая бизнес-логика свойственна торговле не только газом, но и другими товарами».
Стремление российских властей активизировать диалог с Украиной отчасти может быть связано и с оживлением положительной риторики относительно подписания нашей страной договора об ассоциации с ЕС в конце текущего года.
Стремление российских властей активизировать диалог с Украиной отчасти может быть связано и с оживлением положительной риторики относительно подписания нашей страной договора об ассоциации с ЕС в конце текущего года. В этом случае положительные подвижки по наиболее проблемным вопросам двусторонних отношений между Украиной и Россией позволят соседям сохранить видимость равновесия между европейским и российским векторами развития нашего государства.
Леонид НИКОЛАЕНКО