Главным критерием такого выбора для простого украинца являются доступность и качество медицинских услуг, и, естественно, их адекватность возможностям кошелька потенциального пациента. С другой стороны, врачи, на чьи плечи возложена эта реформа, также сталкиваются с трудностями ее внедрения и нередко – непониманием самой сути.
Поскольку реформа задумывалась как пилотный проект, опробовать который реформаторы решили в трех областях Украины, учитывая местные особенности регионов, в результате должна получиться четкая, проработанная модель, принятая за основу для реформирования во всей стране. Но готова ли к этому страна? Обсуждение процесса реформирования идет вяло, а должно быть непрерывным, потому что еще ни одно преобразование не проходило гладко и безболезненно. На данный момент в Донецкой области закончился первый этап реформирования, в ходе которого медицинские учреждения были разделены по видам помощи, реорганизована служба экстренной медицины, а также внедрен институт семейного врача.
Но нельзя взять и закрыть травматологическое отделение в городской больнице (куда на лечение стремятся попасть со всей области) только потому, что по плану медреформы его не должно быть…
Подвести первые итоги, определить существующие проблемы и положительные моменты, высказать свою точку зрения о ходе реформы журналисты «Жизни» попросили экс-заместителя губернатора, заведующего кафедрой организации высшего образования управления здравоохранения и эпидемиологии Донецкого национального медицинского университета им. М.Горького профессора Виталия Лобаса.
Виталий Михайлович, первый опыт проведения медицинской реформы выявил несколько существенных пробелов: от нехватки семейных врачей, оснащения амбулаторий, низких зарплат медработников до недостаточного информирования населения… Почему выбрали именно эту модель реформирования, а не, допустим, более продвинутую «страховую», как в Европе, или «Семашко», как в Беларуси?
Я не буду говорить прописные истины, что здравоохранение уже давно нуждалось в реформировании, – это и так всем понятно. И что на протяжении многих лет все говорили о необходимости что-то делать, но дальше разговоров дело не шло. Важно то, что это первая реформа, которая благодаря воле президента сдвинулась с места. Да, у реформы много критиков, и я в свое время скептически к ней относился. Но неизбежный плюс в том, что наконец начали ее проводить. Реформу я сравниваю с горькой таблеткой, которую надо принять, чтобы излечить здравоохранение от его недугов. Процесс потому и начали с пилотных регионов, чтобы посмотреть, какие результаты он даст, проанализировать имеющиеся проблемы, скорригировать действия, чтобы в дальнейшем не допустить ошибок. Что касается выбора, то хочу отметить следующее: система здравоохранения «Семашко», которая была эффективной в условиях советской социально-экономической формации, выполнять возложенные на нее функции и задачи в современных условиях не в состоянии.
Проводимая в пилотных регионах структурная перестройка и внедрение современных методов финансирования учреждений здравоохранения включают как опыт Европы, так и украинские реалии и особенности. А к введению страховой медицины мы на данном этапе не готовы.
Почему?
Потому что у нас не создано необходимых институтов для успешного внедрения страховой медицины. Ни единого. И здесь не нужно изобретать что-то новое, есть зарубежный опыт здравоохранения, где страховая медицина, будь то во Франции или Германии (еще в 1881 году Бисмарк в ходе своих социальных реформ выдвинул идею обязательного медицинского социального страхования всех служащих), проходила длительные этапы, прежде чем стать отлаженной и эффективно работающей системой оказания медицинской помощи.
В Украине Национальным планом проведения реформы предусмотрено внедрение обязательного социального медицинского страхования. Оно предусматривает принципиально новые правовые, финансовые, управленческие и организационные отношения в системе здравоохранения. И к этому необходимо серьезно готовиться: принять соответствующий закон, внести изменения в Бюджетный кодекс, принять подзаконные акты, создать государственные страховые фонды, готовить экономику страны и систему здравоохранения к работе, а население – к особенностям получения медицинской помощи в новых условиях.
При этом очень важно предусмотреть все сложности переходного периода, чтобы население имело возможность получать доступную медицинскую помощь.
Положительным моментом украинской реформы здравоохранения является то, что ее проведение спланировано по этапам. Пройдем все этапы – подготовимся к внедрению страховой медицины.
Насколько этот процесс может затянуться во времени?
Серьезным тормозом процесса реформирования стал экономический кризис, из-за чего государство не выделяет достаточно средств для того, чтобы все то, что красиво и разумно выписано на бумаге, перенести в реальность.
Опыт стран, в которых реформы уже прошли, говорит, что сроки, а отсюда и эффективность реформы зависят от многих факторов. Кроме уровня финансирования важное, вернее, первостепенное значение имеет законодательство страны. Здравоохранение Украины свою деятельность строит в соответствии с 49-й статьей Конституции страны, которая является декларативной и противоречит статье 95-й. Хочу отметить, что ни одно государство в мире, даже самое богатое, не гарантирует населению полный объем бесплатной медицинской помощи. Необходимо говорить о действительном гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи. И здесь без изменения законодательства достичь существенных результатов не получится.
То есть одной программы реформирования здравоохранения недостаточно?
В существенной корректировке нуждается законодательство в части финансирования медучреждений и их самостоятельности. Главный врач лечебного учреждения должен не только иметь достаточно средств, но и самостоятельно принимать решения о покупке нужных медикаментов или оборудования, не согласовывая это с разными инстанциями, а контроль расходования средств необходимо возложить на независимых экспертов, в число которых войдут представители общественных организаций и сами пациенты.
Успех реформы во многом зависит и от отношения к ней медицинских работников, а в этом плане у нас не все благополучно. Нельзя сказать, что медики не понимают важности реформы, просто отсутствие информационной кампании накануне и в ходе реформы усилило сопротивление реформе с их стороны, они не понимают, что их ждет завтра. Человеческий фактор срабатывает, многие привыкли работать в одних условиях, им тяжело перестраиваться, люди опасаются за свои места, а кто и за кабинеты… Ломаются стереотипы, вырабатывавшиеся десятилетиями.
Еще один важный аспект управления учреждениями здравоохранения: сегодня, допустим, мы еще не готовы к тому, чтобы юрист или экономист возглавил больницу, но главный врач должен знать и экономику, и право, поэтому медуниверситет вместе с университетом управления начал подготовку менеджеров здравоохранения.
В целом Донецкая область неплохо вошла в реформирование, но тут важно понимать: для того чтобы система заработала слаженно и эффективно, нужна четкая вертикаль власти. То есть, если при советском здравоохранении была централизация по командно-административному принципу управления и финансированию (что очень важно, т.к. для решения любой поставленной задачи выделялись соответствующие средства), то сейчас что делать – говорит Минздрав, финансировать же реформу должны местные власти. А каждый руководитель города или района – это самостоятельное лицо, и если он не захочет финансировать или не понимает важности какой-то проблемы, или не хочет ее понять, то под видом реформы может еще и закрывать отделения, больницы, диспансеры, ссылаясь на нехватку средств.
Но нельзя взять и закрыть травматологическое отделение в городской больнице (куда на лечение стремятся попасть со всей области) только потому, что по плану медреформы его не должно быть… Пациенты знают, что здесь хорошие врачи, они им доверяют, и, принимая решение о закрытии больницы, мы только накаляем атмосферу непонимания и неприятия реформы. На кафедре, которую я возглавляю, проходят специализацию руководители здравоохранения и мы детально обсуждаем все эти нюансы, отправляем свои предложения в Минздрав… Но даже если все сделать идеально, все равно будут недовольные… В той же Канаде, Франции и Англии, чтобы планово попасть к узкому специалисту, записываются за два-три месяца.
Но вы же говорите, что современная система здравоохранения во Франции – самая эффективная и что мы ориентируемся на нее в своей реформе?
Хочу отметить, что в мире идеальной системы здравоохранения не существует, а система французского здравоохранения является оптимальной, на мой взгляд. Она централизованна. Существует единая страховая организация – Национальная больничная касса с многочисленными филиалами, разветвленными по всей стране. Филиалы не являются конкурентами, а находятся в подчинении Национальной кассы. Министерство труда и социального обеспечения контролирует деятельность всей системы здравоохранения. Французы определенную часть своей заработной платы отчисляют на медицинское страхование (вернее, только третья часть взноса покрывается за счет граждан, две трети – за счет работодателей).
Наша система реформирования также ориентирована на стандарты ЕС, но эти стандарты должны быть не только в реформе, они должны быть во всех сферах жизни. Так как к этому мы только стремимся, то и с реформированием главное – не переусердствовать, все необходимо делать обоснованно и постепенно, учитывая наши местные особенности.
Поскольку во главу медицинской реформы поставлен институт семейной медицины, возникает резонный вопрос о кадрах.
Проблема медицинских кадров, особенно для первичного уровня медицинской помощи, существует во всех странах мира. Украина не исключение. Для Донецкой области необходимо более трех тысяч семейных врачей. Для решения этой задачи Донецкий национальный медицинский университет готовит семейных врачей более 10 лет, а наша кафедра готовит руководителей первичного звена здравоохранения и принимает участие в процессе подготовки семейных врачей в период прохождения ими специализации. Но можно задать практический вопрос: многие ли выпускники желают работать семейными врачами, особенно в сельской местности? Хочу сказать однозначно – нет. Это связано со многими аспектами. Первое – это отсутствие для молодых специалистов нормальных условий для жизни: жилья вообще, а тем более с современными санитарно-бытовыми условиями, доступа к культурным благам. Во-вторых, низкий уровень заработной платы при ненормированном рабочем дне, особенно в сельской местности при достаточно широком круге обязанностей и, наконец, практической невозможности дальнейшего профессионального роста. У семейных врачей минимальная возможность доступа к современным научным источникам, мало шансов для участия в научных конференциях, а тем более для стажировки в ведущих клиниках.
Для решения этой проблемы я вынашиваю идею создания (и уже получил поддержку) на базе нашей кафедры областного тренингового центра для медицинских работников семейной медицины с целью обеспечения их беспрерывного профессионального образования. И начнем мы с вопросов организации деятельности семейных врачей и отработки практических навыков по одному из самых сложных для семейных врачей разделов деятельности – оказание медицинской помощи детям. А в целом для решения кадровой проблемы необходимо принять государственную программу, в решении которой местные органы власти должны играть решающую роль.
Посоветуйте, как вести здоровый образ жизни в Донецкой области, чтобы по врачам не ходить?
На римских развалинах у входа в бани сохранился огромный камень, на котором написано: «Жить…». В более детальной интерпретации это означает – веселиться, любить, заниматься спортом, охотиться и ходить в баню. Современное общество как будто понимает всю важность здорового образа жизни: и бассейнов у нас больше становится, и спортивных площадок, и в магазины стали больше экологических продуктов завозить. Но давайте поговорим о зарплате и уровне жизни людей, могут ли они позволить купить себе эти экологически чистые продукты или абонемент в бассейн, который стоит довольно дорого?... Многим в нашей стране хватит денег на здоровье?
Но надо же что-то делать?
Единых рекомендаций и подходов не существует. Нужно помнить, что больными вы никому не нужны, а лечить дороже, чем быть здоровым.
Поэтому нужно начинать с малого, но главного: захотеть быть здоровым, а дальше быть им, выполняя следующие постулаты: достаточно двигаться (ходить пешком минимум 3 км в день); избегать стрессов; по возможности рационально питаться; отказаться от вредных привычек, или хотя бы их уменьшить; не заниматься самолечением.
Быть положительным человеком, радоваться жизни и всем ее позитивным проявлениям.
Помните слова, написанные на камне, живите, и будьте здоровы!
Жанна Лавриненко