В последнюю неделю власть постепенно перехватила из рук оппозиции основные рычаги давления, полностью или частично выполнив многие требования Евромайдана. Хотели освобождения задержанных – получите закон об амнистии, хотели наказания виновных – получите расследование Гепрокуратуры и отстранение трех чиновников.
Наконец, хотели курса в Европу – так его никто и не отменял. Ангела Меркель недавно заявила о том, что двери в ЕС для Украины по-прежнему открыты, а значит, есть время привести в порядок и подготовить свою экономику.
С другой стороны, оппозиция провалила отставку правительства, а лозунги об импичменте президента не имеют под собой реальных оснований.
Поэтому в оппозиционном лагере царила определенная растерянность. Участники Евромайдана начали осознавать отсутствие реальных целей и стали требовать ответов от своего руководства. В этих условиях и появился НОМ – Народное объединение «Майдан», которое включило в себя представителей политических партий, гражданских организаций и простых граждан. Его руководство составили народные депутаты, журналисты, а также звезды сцены и писатели, близкие к оппозиции. И пока со сцены раздаются мечтательные слова о том, что НОМ «соберет миллионы», мы решили послушать мнения по этому поводу известных украинских политологов.
Кость Бондаренко, политолог:
– Власть продемонстрировала Майдану и лидерам оппозиции, что они (оппозиция. – Прим. автора) не могут выиграть даже маленькое сражение. Они не смогли отправить в отставку правительство, не смогли заблокировать парламент, они проиграли выборы в четырех из пяти проблемных округов, ничего не добились, расширяя пределы Майдана. Все идет по пути нагнетания ситуации и создания виртуальной реальности, которой живет именно Майдан. То Карпунцов пугает возможным покушением на Кличко, то Соскин заявляет, что Майдан хотят потопить в крови, то Парубий говорит, что войска наступают, и так далее. Каждый день появляется информация, которая не подтверждается, потом ее снова придумывают, начинают создавать липовых героев. Майдан живет пока мелкими провокациями.
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:
– Создание Народного объединения «Майдан» – это ответ на кризис, постепенное затухание протестов. Наиболее эффективным путем для оппозиции виделась политизация Майдана, как между выборами в 2004 году. Но прошел месяц протестов, и нет понимания того, как должна происходить президентская кампания: между Яценюком, Тягнибоком и Кличко продолжается борьба за лидерство. Параллельно появляется и другая когорта лидеров Майдана, которые рассчитывают на участие в президентской кампании и надеются победить.
Тогда было решено пойти по-другому, надпартийному пути, трансформации в некий народный форум по модели восточноевропейских движений конца 1980-х годов.
Но проблема в персоналиях. В президиуме НОМа большинство составляют «Батькивщина» и симпатизирующие ей представители экспертного сообщества, журналисты и так далее.
Поэтому с политической точки зрения, НОМ – это ничто, это интеллектуальный клуб, состоящий из не самых рейтинговых и сильных политиков, блогеров, писателей, музыкантов. Не думаю, что этот надпартийный «Майдан» сможет стать серьезным фактором мобилизации новых слоев. Он не мотиватор, а демотиватор протеста.
Игорь Танчин, львовский политолог:
– Если называть вещи своими именами, то Народное объединение «Майдан» – это не более чем попытка сохранить хорошую мину при плохой игре, способ цивилизованного самороспуска Майдана. Сегодня уже всем понятно, что надо отступать, конечно, желательно при этом постараться по возможности не потерять лицо. Политические лидеры Майдана, как настоящие мастера обманных движений, прекрасно справились с этой задачей, объявив о создании НОМ.
Алексей Басакин