Градус политического напряжения в стране удалось понизить после отмены законов 16 января, а также принятия закона об амнистии. Власть пошла на уступки. Следующий ход – за оппозицией, которая должна освободить административные здания в течение 15 дней. Однако захочет ли она как можно быстрее разрешить конфликт, чтобы избежать кровопролития, до сих пор неизвестно.
Несмотря на то, что в разработке документа принимали участие представители и власти, и оппозиции, последняя не только отказалась поддержать его в парламенте, но и раскритиковала. Мол, принятый закон об амнистии (которая и была главным условием митингующих) только усилит напряжение в стране. Чтобы понять, так ли это, или же оппозиции просто выгодно не сворачивать протесты, мы решили разобраться в самом законе.
Итак, условия принятого закона просты для всех и каждого.
Первым шагом является опубликование закона и вступление его в силу.
Второй шаг – в течение 15 дней митингующие освобождают захваченные здания, площади и скверы.
Третий – прокуратура подтверждает их разблокирование.
И наконец, последний, четвертый шаг, – сразу же после подтверждения суды и органы прокуратуры освобождают задержанных.
Все вроде бы выглядит логично. Судите сами – не может же человек месяцами устраивать беспорядки, забрасывая коктейлями Молотова улицы и дома (даже после окончания акций протеста), а потом уйти от ответственности – мол, у меня амнистия. Ведь ситуацией могут воспользоваться не только протестующие, но и мародеры, и преступники.
Кстати, согласно закону, власть пошла еще на один компромисс. Митингующие обязаны разблокировать облгосадминистрации и помещения министерств, однако речь не идет об освобождении территории, где проходят мирные акции. «Такие помещения, как, скажем, Дом профсоюзов или Октябрьский дворец, который находится рядом с Майданом, сам Майдан, улица Крещатик, на которой есть палатки, и сами палатки, остаются (в распоряжении митингующих. – Прим. ред.), поскольку мы понимаем, что в Украине низкая температура и людям надо где-то греться», – рассказал автор закона Юрий Мирошниченко.
Тем не менее, даже на таких условиях представители оппозиционных партий наотрез отказываются выполнять требования закона. «Оппозиция после голосования за законопроект Мирошниченко чувствует себя в некотором роде обманутой, а митингующие не собираются расходиться с Майдана и освобождать админздания», – заявил народный депутат Андрей Парубий.
Впрочем, большинство политиков и политологов такие заявления не поддерживают, а наоборот, настаивают на мирном разрешении конфликта, в том числе и выполнении закона об амнистии. В частности, по словам главы правления Института украинской политики Костя Бондаренко, этот закон позволит урегулировать политический кризис мирным путем и остановить силовое противостояние.
Вот и получается, что желание вывести страну из патовой ситуации и не допустить новых противостояний есть только с одной стороны: если власть выполняет свои договоренности, то оппозиция не решается взять на себя ответственность и пойти на компромисс.
Хотя есть информация, что изначально оппозиционные депутаты были готовы проголосовать за предложенный закон об амнистии. Как утверждает и.о. министра юстиции Елена Лукаш, этот закон стал результатом двухдневных договоренностей между рабочей группой президента Украины и лидерами оппозиции.
Но, по ее словам, буквально через пару минут после достижения принципиальной договоренности, «лидеры оппозиции изменили свое мнение и фактически сорвали переговоры».
Что стало причиной такой резкой перемены в настроениях оппозиции, остается загадкой. Можно лишь предположить, что в очередной раз верх над логикой и разумным решением конфликта взяли политические выгоды. Ведь чем дольше продлится противостояние на улицах, тем выше будут рейтинги лидеров Майдана. По крайней мере, они так думают.
Станислав Барков