Министр здравоохранения Олег Мусий заявил об отказе ведомства от использования теневых схем и прекращении коррупционных действий.
Четкая позиция министра, что "с сегодняшнего дня в Минздраве у всех, кто занимается разрешительными документами, такая коррупционная деятельность отменяется".
После таких веселых заявлений осталось только ожидать выхода приказов Минздрава об отмене смертности среди населения Украины, или хотя бы отмены заболеваемости.
Ибо коррупция в Минздраве, как и любое заболевание, имеет свои объективные причины, свою динамику симптомов, свой "анамнез". И высказывание врача, пускай даже самого главного врача в Украине: "С сегодняшнего дня Вы – здоровы!" еще не означает, что пациент действительно выздоровел. Тем более, при таком "хроническом заболевании" отечественного здравоохранения как коррупция.
Но, несмотря на всю комичность заявления, в одном пункте господин Мусий был очень точен. Коррупция в Минздраве – это не только государственные закупки. Точнее "не столько".
Это еще и разрешительная деятельность, и контролирующая деятельность, и регламентирующая деятельность. Коррупция – это вообще повседневная деятельность Минздрава.
Поскольку о закупках пишут все – в статье мы обратим внимание на, так сказать, "системные источники" доходов госслужащих Минздрава.
"Системные источники" доходов чиновников Минздрава – доходы, которые возникают уже потому, что ты являешься частью системы, хотя бы ее маленьким винтиком, ее элементом (почти всегда – криминальным).
Основные "системные источники" доходов чиновников целесообразно рассматривать со стороны отдельных структурных подразделений Минздрава.
І. Департамент экономики и ресурсного обеспечения (Директор – В.Дуда)
Владимир Дуда
Управление объектами госсобственности и контроль по вопросам финансово-хозяйственной деятельности всех заведений, учреждений и организаций, подчиненных МОЗ Украины является ключевым коррупционным направлением деятельности "экономистов".
В перечень основных объектов управления МОЗ Украины входит более 140 госпредприятий, специализированных центров и санаториев.
Государственные предприятия как хозрасчетные предприятия обязаны ежегодно согласовывать с Минздравом свои финансовые планы. Окупаемость деятельности госпредприятий, как правило, в большей мере зависит от наличия и реализации отдельных коммерческих проектов, нежели от "государственных подрядов". При этом положение госпредприятия, подчиненного центральному органу исполнительной власти, существенно снижает стоимость содержания основных фондов, тарификацию их деятельности и систему налогообложения.
Госпредприятий, которые официально приносят прибыль, среди организаций, подчиненных МОЗ Украины, нет. Но ясно, что значительная часть скрытых доходов за результатами деятельности госпредприятий целенаправленно проходит через руки минздравовских чиновников всех уровней в соответствии с негласно установленной "тарификационной сеткой".
Контроль финансово-хозяйственной деятельности медучреждений и санаториев, по причине отличного от государственных предприятий юридического статуса, заключается в утверждении сметы расходов ("кошторисів витрат") медучреждений и согласования изменений этой сметы.
Для понимания сути вопроса – немного ликбеза по бюджетному учету деятельности бюджетных организаций в сфере здравоохранения, подчиненных Минздраву. За счет прямого государственного финансирования (так называемый "общий фонд" бюджетного учета) сегодня в системе здравоохранения поддерживать свою деятельность может Минздрав и еще пара-тройка "гигантов" сферы. Для всех других бюджетных учреждений системы здравоохранения единственной возможностью просуществовать является дополнительное привлечение внебюджетных средств. Аккумулируются внебюджетные средства в составе специального фонда этого учреждения. Специальный фонд наполняется из поступлений от физических и юридических лиц как компенсация стоимости предоставленных учреждениям услуг, по результатам хозяйственной деятельности, аренды или реализации имущества, благотворительных взносов, грантов и подарков.
Так вот, клерки Минздрава очень ценят самостоятельный заработок медучреждений и еще сильнее любят им распоряжаться, т.е. утверждать смету расходов (и ее изменение) их специального фонда. При существующем "ситуативном" стиле управления в системе здравоохранения, использование специального фонда медучреждениями и санаториями чаще всего осуществляется в направлениях, которые не предусматривались утвержденной Минздравом сметой. Поэтому согласовывать изменения сметы департаменту В.Дуды приходиться постоянно.
Одна согласительная операция департамента Дуды для госпредприятия ("фин.планы"), медучреждения или санатория ("сметы расходов" и их изменения) обходится в 1 000 – 5 000 $ в зависимости от величины необходимых изменений. За год работы отдел планирования и финансирования расходов учреждений Минздрава (начальник отдела, замдиректора департамента – П.Емец) аккумулирует миллионный бюджет от "взносов" подчиненных медучреждений.
Отдельно, для будущего разбора, лишь наметим еще лоббирование различных бизнес интересов, пересекающихся с деятельностью учреждений сферы управления МОЗ Украины – подписания договоров аренды объектов госсобственности за символическую цену, отчуждение госсобственности с последующей продажей, участие "своих" компаний минздравовских чиновников в доле доходов госпредприятий, медучреждений и санаториев и т.д.
II. Департамент работы с персоналом, образования и науки (Директор – Н. Осийчук)
Николай Осийчук
Борьба за власть в государственной сфере стала давно намного агрессивней, чем пресловутая рыночная конкуренция. Сегодня для директора госпредприятия или медучреждения уже недостаточно ежегодно "заносить" часть доходов в кабинеты чиновников, чтобы чувствовать себя уверенно. Вокруг Минздрава постоянно крутятся люди, которые знают, как заработать на здравоохранении еще больше.
Поэтому нормой для Минздрава стал механизм дополнительной платы за продление контракта с руководством подчиненных учреждений и согласования руководства облздравов, который курирует начальник "по кадрам" Минздрава Осийчук.
В среднем стоимость контракта или его продления в 2013 году достигла 10 000 $.
Одним из ярких примеров использования этого механизма было увольнение в 2013 году главврачей санаториев, подчиненных МОЗу. В июне 2013 г. были уволены главврачи санаториев, у которых истекал срок контракта. "Под раздачу" попали главврачи санаториев: - Бердянский; - Предгорный; - Старый Крым; - Солнечный (Алупка); - Солнечный (Одесса); - Юность; - 2 санатория в Ивано-Франковской области.
Обычная схема "подготовки клиента" выглядела как последовательное общение с С.Скрипченко (руководитель патронажной службы Министра Богатыревой), Н.Осийчуком (директор Департамента работы с персоналом, образования и науки Минздрава), также в некоторых случаях в процесс включался бывший сотрудник СБУ Д.Справедливый. Причем, такие разговоры, с целью давления, повторялись с каждым "клиентом" неоднократно, чтобы качественно раскачать его и "подготовить к мысли".
Департамент Н.Осийчука решает судьбу не только "старых кадров", но и беспокоится о благополучии подрастающего поколения. Речь идет о схеме перераспределения студентов-выпускников, отучившихся за счет бюджета в профильных вузах, которая завязана на кадровый департамент Минздрава.
Например, выпускника, учившегося и живущего в Крыму, распределяют в Сумскую область, а он хочет остаться работать дома. Такой выпускник собирает все необходимые документы и обращается в отдел кадров Минздрава с просьбой согласовать письмом перераспределение в Крым. За такую услугу – письмо Минздрава о согласовании перераспределении – департамент кадров Минздрава в лице Н.Осийчука и его помощников (С. Гнатюк и Т. Старча) берет лишь порядка 3 000 $.
Известен ряд прецедентов, когда на коммерческой основе снимались выговоры должностным лицам Минздрава, не происходили обязательные увольнения и понижения в должности. По результатам расследования причин гибели ребенка в мае 2013 г. в санатории "Юность" в Акте межведомственной правительственной комиссии, под руководством вице-премьер-министра Константина Грищенко было указано о необходимости уволить ряд чиновников МОЗ, которые, при содействии Н.Осийчука, работают и продвигаются по службе и сегодня.
ІІІ. Департамент по вопросам качества медицинской и фармацевтической помощи (директор – Т. Донченко)
Татьяна Донченко
Качество медицинской помощи Минздрав обеспечивает путем проведения лицензирования и аккредитации.
Всего в подчинении МОЗ Украины находится около 26 000 лицензиатов. За год Департамент Т.Донченко выдал порядка 4 000 – 5 000 лицензий по медицинской практике. "Сбор" с одной лицензии – 1 000 – 3 000 грн. (4-12 млн. грн.). В будущем коррупционная нагрузка собственно Минздрава несколько уменьшится, поскольку внедряется система бессрочной выдачи лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике. Разрешительная деятельность Минздрава будет заменена контрольно-инспекционной деятельностью комиссии по соблюдению лицензионных условий медицинской практики в виде периодических проверок. Видимо это и мел в виду Министр здравоохранения, когда заявлял, что разрешительные функции "уйдут" из Минздрава. Означает ли это, что исчезнет коррупция – вопрос риторический.
Например, система аккредитации учреждений здравоохранения вполне успешно зарабатывает в формате деятельности комиссий по аккредитации. Это родной и тихий омут для многих чиновников Минздрава. Ибо все они мечтают стать членом этих выездных аккредитационных комиссий, чтобы поехать и посмотреть, как работают и сколько зарабатывают самые успешные медучреждения Украины, особенно – частные, да и "себя показать" (напомнить о себе) тоже надо. Это не в здании Минздрава сидеть и переживать, что сейчас тебя поймают за руку.
О проведении Минздравом аттестации и экспертизы целительных способностей лиц, которые выявили желание заниматься народной и нетрадиционной медициной (целительством), позвольте не упоминать в контексте здравоохранения.
Среди всего остального – регулирование сферы наркотических веществ и прекурсоров, косметических изделий, активных биологических добавок, ГМО-источников пищевых продуктов, банков пуповинной крови, тканей и клеток человека, биоматериалов и т.д.
Регуляторная система фармацевтического рынка требует отдельного разбора. Охватить деятельность регуляторных монстров отечественного здравоохранения – "Государственного экспертного центра" (директор – Е. Нагорная) и "Государственной службы лекарственных средств" (глава – А. Соловьев) в одном материале просто невозможно. Уж слишком много сделано ими для охраны вашего и нашего здоровья.
Так же предлагаем Вашему вниманию несколько персонажей из "новой прозрачной" команды Министра:
Ескина Елена Александровна, советник Министра
– очень разносторонний человек как видно из списка профессий и должностей, не отличилась ни одной мало-мальски стоящей инициативой, кроме разве что близкими рабочими отношениями с ВО "Свобода" и Юрием Луценко.
- основатель ЧП "Едельвейс-2000" , ООО "Перший український годинниковий завод "Київська Русь", ООО "Компанія "Едельвейс"
- президент Союза предприятий часовой промышленности Украины производителей и поставщиков;
- координатор общественной оргнизации "КИЯНИ для КИЯН";
- глава Комитета по вопросам формирования международного имиджа Украины Общественного Совета при Министерстве иностранных дел Украины;
- глава Комитета по вопросам комуникаций и этики Общественного Совета при Государственной таможенной службе Украины;
- член общественных советов при КМДА, Государственной налоговой службе, Антимонопольном комитете и Министерстве здравоохранения Украины;
- член координационного Совета ВОО "АСОЦІАЦІЯ ЧЛЕНІВ ГРОМАДСЬКИХ РАД УКРАЇНИ, главой которой является или являлся нынешний министр Мусий Олег Степанович.
Наверное именно назначение таких "соратников" - расшифровка Мусием обещания Премьер – министра о технократическом и профессиональном правительстве
Мы продолжаем наше журналистское расследование о деятельности Министерства, так как сфера здравоохранения – это наша с Вами жизнь и мы будем и дальше следить за деятельностью Министерства.
Все эти люди, будучи частью "злочинних схем злочинної влади", продолжают трудиться во благо усевшегося в белое кресло Богатыревой Мусия.
Действительно, зачем бороться с коррупцией, если ее можно возглавить.
Продолжение следует
Обозреватель