Закон о финансировании партий в Украине из государственного бюджета, принятый в рамках визовой либерализации, призван сделать партийные кассы прозрачными. Как это соотносится с нашими реалиями? Сработает ли?
Властители наших дум
Вопрос «откуда они берут деньги» извечно занимал умы наших избирателей. Общественность хочет знать, где партийные боссы находят средства на всю эту наглядную агитацию и рекламу. Но вот Украина двинулась в Европу, и вопрос встал ребром уже не только для нас. И вот в конце минувшего года ВР приняла закон, который должен упорядочить партийные финансы, и в частности определить порядок финансирования партий из госбюджета. Действовать закон начнёт с 2017 года.
К законодательному закреплению прозрачности денег, которые направляются в избирательный процесс, Украина шла несколько лет. Ещё в 2011 году межгосударственная антикоррупционная группа GRECO идентифицировала базовые проблемы в этом вопросе и предложила способы их решения. Правда, внесение соответствующего закона не педалировали, решив, что стране такие новшества пока не нужны. Но с приходом постмайданных правителей и возобновлением движения в Европу процесс был запущен и за разработку соответствующего законопроекта взялись эксперты IFES и юристы. После согласования и одобрения Венецианской комиссией закон был принят Верховной Радой и подписан Президентом Украины.
В демократических странах западного мира потоки партийных денег контролируют структуры, не зависящие от государства. Что-то подобное — Нацагентство по предотвращению коррупции (НАПК) — создаётся в Украине и будет проверять финотчётность партий в целом и по избирательным кампаниям в частности. Нарушителям закона о партийных финансах будет грозить как административная, так и уголовная ответственность. Этот же орган будет решать: предоставить ли той или иной партии помощь из госбюджета.
По расчётам нардепа Сергея Лещенко, финансирование политпартий обойдётся каждому гражданину примерно в 80 копеек ежемесячно. Однако это необходимо, а запуск НАПК станет для него финишной точкой, считает политик.
Учёт и контроль
Согласно упомянутому закону, партия сможет получить госфинансирование, если на парламентских выборах 2014 года она преодолела 5 %-ный барьер. Для дальнейшего ежегодного финансирования партия должна получить на очередных или внеочередных выборах в ВР не менее 2 % голосов избирателей.
Формула определения суммы финансирования достаточно проста: 2 % от минимальной зарплаты умножается на число избирателей, проголосовавших на выборах. А уже между партиями средства будут распределяться в зависимости от количества проголосовавших за них избирателей.
Интересным нюансом является поощрение партий к соблюдению гендерного баланса. Если в депутатском корпусе от партии будет присутствовать не более 2/3 депутатов одного пола, она может получить 10 % от выделенной из бюджета суммы.
Ещё одним важным условием госфинансирования является целевое использование средств, в частности на деятельность, предусмотренную уставом партии. При этом бюджетные деньги нельзя использовать для финансирования предвыборных кампаний. А неиспользованные в течение года средства необходимо будет возвратить в бюджет.
Право на господдержку утрачивается, если партия буде уличена в получении взносов из запрещённых источников, превышении допустимого лимита взносов и нарушении финотчётности.
Кстати, взносам закон уделяет особое внимание и, очевидно, не зря, ведь они и являются наиболее важным источником партийного финансирования. Определяется чёткое ограничение частных взносов в партийные кассы, причём как в денежной, так и в натуральной форме. Так, граждане могут жертвовать на нужды партии не более 400 минимальных зарплат (на сегодня это 580 тыс. грн), а юрлица — 800 (1,160 млн грн). Правда, внести свою лепту не смогут предприятия, работающие в сфере госзакупок, а также те, в уставном капитале которых доля коммунальной или госсобственности превышает 10 %.
Важным средством контроля использования бюджетных денег, а также соблюдения норм закона, будет отчётность. Она должна включать данные об имуществе партии, её доходах и расходах, а также финобязательствах. Предполагается, что такие отчёты должны подаваться ежеквартально в электронной и бумажной форме; вся информация, содержащаяся в них, должна быть опубликована на сайтах партий и НАПК.
Даёшь НАПК!
Мнения экспертов о законе в основном положительные. Похоже, что он достаточно сбалансирован, учтена международная практика и советы зарубежных организаций. По мнению старшего юридического советника IFES Ukraine Дениса Ковриженко, принятие закона позволило привести в цивилизованный вид финансирование партийной деятельности и ослабить олигархическое влияние на избирательный процесс. А высокая оценка со стороны таких международных организаций, как GRECO, ОБСЕ, Венецианская комиссия, говорит сама за себя.
Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов украинскую традицию игнорировать любой, даже самый хороший закон. И здесь многое будет зависеть от НАПК. Пока что орган полноценно не заработал, идёт формирование управленческого аппарата и структуры. Отметим, что этот процесс не вызывает оптимизма, поскольку продвигается ну очень уж медленно! Создаётся впечатление, что в его полноценной работе особо никто не заинтересован… А ведь именно НАПК должно уже в этом году разработать формы отчётности, необходимые подзаконные акты и много чего другого. Без этой подготовки закон о финансировании партий хоть и вступит в силу, но будет лишь бумажной декларацией.
Между тем, трудно говорить о достоинствах закона, пока он не заработает в правовом поле, не получит обкатку хотя бы на одних выборах. Да и без реальной заинтересованности партийных функционеров, контроля общественности и полноценной работы НАПК толку от него не будет.
Zavarnik