Минздрав вспомнил о страховке
Министерство здравоохранения разработало законопроект о внедрении в Украине общеобязательного государственного социального медицинского страхования. Работа над законодательной базой в этой сфере велась еще с 1990-х годов, однако ни один законопроект не был принят. Согласно оценке экспертов, в новом документе недостаточно четко указан перечень заболеваний, которые будут излечиваться за счет страховки. Кроме того, чтобы запустить систему медстрахования, необходимо изменить более двух десятков законов. Именно поэтому в случае его принятия закон о страховании вступит в силу только в 2018 году.
Вчера Минздрав опубликовал для общественного обсуждения проект закона об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании (ОГСМС). Оно будет распространяться на все категории населения. За наемных работников взносы по медстрахованию будут делать работодатели, за пенсионеров, безработных, детей до 18 лет и многодетных матерей ‒ органы местной власти. Предприниматели будут оплачивать взносы самостоятельно.
Виды медицинской помощи, финансируемые за счет ОГСМС, будут утверждаться ежегодно с принятием законов о госбюджете Украины и при определении размера страховых взносов. За счет аккумулированных средств будет покрываться первичная, специализированная и высокоспециализированная медпомощь как в стационарах, так и в амбулаториях; медпомощь в связи с заболеваниями, отравлениями, травмами, а также зубопротезирование и лечение зубов, вакцинация, обеспечение медикаментами, ведение беременности и родов, услуги по выдаче определенных медицинских справок.
В то же время, за счет средств ОГСМС не будет покрываться, например, проведение медосмотра для получения права вождения автомобиля, возможности приобретения, хранения и ношения газового или огнестрельного оружия, а также трансплантация органов, психиатрическая и наркологическая помощь, лечение болезней, передающиеся половым путем. Оплату медпомощи будет осуществлять Фонд медицинского страхования ‒ некоммерческая самоуправляемая организация. В него на паритетных началах войдут представители государства, работодателей и других застрахованных лиц. «Поддерживаю идею о том, что страховой фонд должен быть государственный ‒ рисков того, что он прогорит, меньше, чем у сугубо частных компаний, например, у банков»,‒ отметил коммерческий директор Борщаговского химико-фармацевтического завода Евгений Сова. Фонд также сможет формировать резерв средств. Временно свободные деньги фонда, в том числе средства его резерва, по решению правления фонда могут быть перечислены на депозитный счет.
В случае принятия закон может вступить в силу 1 января 2018 года. «Вначале необходимо провести подготовительную работу: утвердить медицинские стандарты и клинические протоколы, оптимизировать сеть больниц, перейти от содержания коечного фонда государственных и коммунальных клиник к оплате предоставляемых ими услуг по договорам о медобслуживании населения»,‒ написано в объяснительной записке к законопроекту.
Глава Украинской Федерации содействия здравоохранению Владимир Загородний уточнил, что для запуска подобной системы необходимо внести изменения как минимум в 20 законодательных актов. По словам эксперта, законопроекты об ОГСМС начали появляться еще в середине 1990-х годов. Один из них в начале 2000-х годов был близок к утверждению. «Но тогда финальное его рассмотрение было провалено ‒ всех больше интересовало, кто будет стоять у этого огромного котла с деньгами и черпать ресурсы»,‒ рассказал господин Загородний.
Эксперт по медицинскому праву Зоряна Черненко заявила, что новый вариант закона похож на тот, что разрабатывался во времена деятельности министра здравоохранения Раисы Богатыревой (2012-2014 годы). По ее словам, в подобных законах, которые принимаются в западных странах, подробнее описывается, какие именно страховые случаи можно покрывать за счет ресурсов Фонда медстрахования. «В этом варианте документа перечень недостаточен ‒ тут максимум полторы страницы. Это может дать почву для своевольной трактовки того, что именно будет покрываться за счет ОГСМС»,‒ заявила госпожа Черненко.
Еще одной слабой стороной документа, по мнению эксперта, является опция, при которой затраты больницы на лечение пациента могут покрыватьсяавансом. «Если больницы начнут оказывать медпомощь путем кредитования, мол, сделайте за свои деньги, а мы потом вернем, то я не уверена, что это всегда будет срабатывать»,‒ считает госпожа Черненко. «Сырость» документа видит в этом и Евгений Сова: «Неясно, кто будет платить за нетрудоспособных людей ‒ детей, студентов и пенсионеров. У местных бюджетов всегда есть дефицит средств ‒ и снова мы приходим к опостылевшей “бесплатной” медицине».
По мнению госпожи Черненко, нельзя ожидать изменений после принятия этого закона. Сейчас острее всего стоит вопрос изменения принципов финансирования, в том числе и за счет автономии медицинских учреждений в использовании своих средств. «В данной ситуации ‒ это замыливание глаз и попытка использовать настроения людей, готовых верить, что медстрахование поможет им получить эффективную и качественную медицину»,‒ считает госпожа Черненко.
В свою очередь, Владимир Загородний заявил, что закон о социальном медицинском страховании вообще не относится к компетенции Минздрава: «Конечно, полностью без врачей не обойтись ‒ например, необходимо будет разрабатывать страховые программы. Но в целом этим должны заниматься не врачи, а профессионалы в социальной политике и страховании».
Апостроф