Каждые пять лет украинские журналисты выбирают своего «президента» - главу Национального союза журналистов (НСЖУ), который во многом определяет лицо «четвертой власти». Каким видит будущее творческого союза один из самых вероятных кандидатов – Олег Наливайко? Об этом его расспрашивают в интервью представители региональных изданий.
Из биографической справки: О.Наливайко, 50 лет, Президент информационного агентства УНИАН и секретарь НСЖУ. Заслуженный журналист Украины. Львовянин. Работал корреспондентом в «Молодій Галичині», «Молоді України», вел передачу на ТЕТ. Заведовал связями с прессой в офисе вице-премьер-министра, был советником министра экономики, руководил Гостелерадио. Возглавлял корпорацию «Інформаційні системи України» (ТИА «Вікна», «Комсомольская правда в Украине» и т.д.), был генеральным директором холдинга «Главред-медиа». Женат, воспитывает троих детей.
- Как вы оказались в журналистике?
- Обычная история - в школе делали стенгазету, несколько раз она признавалась лучшей в области, потом работал на заводе - писал в многотиражку, служил на флоте - тоже писал в местную газету. После службы в ВМФ поступил на Львовский журфак, и все мои последующие годы связаны со СМИ. Всегда старался не отрываться от реальной журналистики. Даже когда работал в Кабинете Министров, то вел свою экономическую программу «Крок за кроком» на телеканале ТЕТ. Даже сейчас - мы едем с коллегами из Национального союза журналистов в командировку в Молдову, и у меня там уже
запланированы свои интервью. И сотрудники УНИАН будут вызванивать, чтобы я
диктовал им новости из Молдовы. Это железное правило. Всегда пишу.
- Вы были руководителем Гостелерадио, сейчас работаете президентом информационного агентства УНИАН. Это прекрасная карьера. Почему решили отказаться от всех должностей и возглавить творческий союз?
- Половину своей жизни - 25 лет – я проработал в сфере управления СМИ. Был и на государственных должностях, и в медиа-корпорациях, ориентированных исключительно на доход. Но сейчас мне бы хотелось использовать весь накопленный опыт, чтобы улучшить ту среду, в которой мы работаем. Сделать законодательство более благоприятным, повысить защиту прав журналистов, объединить их, вдохнуть новую жизнь в нашу профессиональную деятельность. Союз журналистов должен идти в авангарде этих процессов.
Сегодня многие говорят о негативных тенденциях в медиа, даже о кризисе. Издания и программы отходят от серьезных новостей, их трудно продавать, идет «таблоизация», «пожелтение» газет. С этим надо бороться, поднимать престиж и профессиональный уровень наших СМИ.
- По своей натуре вы революционер? Насколько кардинальные изменения ожидают НСЖУ?
- Обычно стараюсь никаких резко радикальных шагов не делать. За десять лет работы в УНИАН, из нашего коллектива ушло максимум человек пять. Да, мы набирали новых сотрудников, расширялись, но оттока кадров в другие СМИ не было.
В НСЖУ, безусловно, необходимо проводить изменения, я об этом говорю открыто. Но реформы будут связаны, прежде всего, с тем, что последние пять лет союз не занимался укреплением экономической платформы для своей деятельности. Это привело к настоящему обнищанию областных организаций. Сотрудники получают копейки, причем нерегулярно, не имеют средств на мероприятия и текущую работу.
Конечно, творческий союз не должен заниматься коммерческой деятельностью. Но необходимо хорошо продумать, из каких источников будет наполняться его бюджет, и как финансово укрепить областные организации. У меня достаточно большой опыт в сфере
привлечения средств для СМИ. Нужно действовать активно, но при этом помнить о
сохранении свободы нашей журналистской организации.
НСЖУ должен показать привлекательность СМИ , в первую очередь региональных, для издательского, рекламного, пи-ар бизнеса. С другой стороны, нужно помочь редакторам в обучении, повышении прибыльности, в объединении усилий для реализации межрегиональных коммерческих проектов. Мы все заинтересованы в экономической независимости и устойчивости, и не хотим работать в дотационных изданиях, которые существуют как игрушка в руках собственника, или как инструмент его влияния.
Наши СМИ, особенно региональные, недооценены рекламодателями, хотя авторитет местной прессы среди читателей очень высокий. Когда я учился в Америке, нам постоянно говорили, что будущее - за региональной прессой. У нас сейчас сложилась противоположная ситуация - центральные СМИ богаче, влиятельнее. Но постепенно интерес к национальным СМИ будет падать, а к региональной прессе - повышаться. Потому что все хотят почитать местные новости - в интернете их не найдешь.
- В последнее время усилилось давление на творческие союзы с целью отобрать их собственность. Что вы будете предпринимать в защиту этого имущества?
- Когда говорят о возвращении имущества творческих организаций в государственную собственность, то я считаю это или рейдерством, или популизмом. Но необходимо признать, что после распада СССР наша собственность осталась незащищенной. Это большое упущение. К этому вопросу надо возвращаться, это деликатный момент, но надо вступать в контакт с властью, восстанавливать права на собственность, юридически их закреплять. Потому что существовать в «подвешенном состоянии» мы не можем - как только случится какой-либо конфликт (а их не избежать, ведь мы защищаем права журналистов), власть будет использовать этот рычаг.
Отдельно хочу сказать по поводу правовой помощи. Много езжу по областям, и везде слышу просьбы от журналистов по усилению юридической поддержки. Это очень важный момент. Юристы изданий просто не в состоянии иногда справиться с ситуациями, им некогда подумать глобально о системе защиты редакций. Поэтому одним из приоритетов считаю укрепление в НСЖУ юридической консультации. Средства для этого мы найдем. Чтобы мы могли дать разъяснения, инициировать создание законопроектов, помогать журналистам в судебных и досудебных разбирательствах.
- Какова ваша позиция по поводу разгосударствления СМИ?
- Шанс провести разгосударствление есть только после парламентских выборов и до выборов президентских. Потому что в преддверие выборов никто этим заниматься не станет - всем нужно прямое влияние на государственные и коммунальные СМИ, это нужно признать.
Мне кажется, разгосударствление должно быть добровольным. Сначала необходимо создать группу инициативных редакторов, провести их обучение, возможно, за гранты. Я знакомился с опытом разгосударствления в Венгрии и Польше. Иностранные коллеги рассказывают об огромном количестве ошибок, сломанных судьбах и закрытых газетах. Всех этих ошибок можно избежать, если знать о них заранее. С другой стороны, должно быть понимание со стороны власти. Мое впечатление, что власть уже готова отпустить коммунальные и государственные СМИ и начать с ними работать, как во всем цивилизованном мире - по договорам о размещении информации.
Чего нет, так это механизма разгосударствления. И наш союз вместе с редакторами должен выработать такой механизм. Чтобы это не был сабельный поход, когда в течение 2-3 недель надо радикально все поменять. Потому что любой негативный пример похоронит эту инициативу вообще.
- Как должно развиваться международное сотрудничество НСЖУ, на ваш взгляд?
- В международном направлении как раз сделано очень многое. В прошлом месяце состоялся визит делегации НСЖУ в Брюссель и Страсбург. Первой группой журналистов, которую принял после избрания Президент Европарламента, оказалась именно наша группа. С комиссаром по расширению ЕС мы тоже два часа общались. Это при том, что представители нашего посольства вообще не могут попасть к нему на прием. У нас партнерские отношения с Китаем, где нас принимают руководители регионов и крупнейших изданий , в Иране встречались с вице-президентом, министром иностранных дел. Такие встречи очень полезны в профессиональном плане.
Наши медиа чувствуют потребность в получении международной информации из собственных источников, в поддержке корпунктов за рубежом. НСЖУ может помогать в установлении международных контактов, обмене опытом, поездках и визитах, а также защищать интересы журналистов, работающих за рубежом.
- Оценивая кандидатов на пост главы НСЖУ, многие смотрят, насколько «неудобен» или, наоборот, лоялен к власти кандидат. Обычно не нравятся как крайне непримиримые, так и чересчур зависимые личности. Вас можно назвать кандидатурой Банковой? Вы ведь работали в госструктурах.
- Кандидатурой Банковой меня могут назвать разве что люди, далекие от журналистики. Откройте страницу агентства УНИАН, президентом которого я являюсь. Посмотрите, как там представлена оппозиция, насколько критически оценивается власть. Никто не назовет нас провластным ресурсом, никто. И при этом я не получаю никаких звонков сверху. Мы пишем объективно, не боимся этого делать и заслужили доверие читателей.
Не нужно угождать власти, а нужно использовать все возможности, чтобы решить с ней вопросы, волнующие журналистов. Я недавно вошел в состав комиссии по свободе слова, и считаю это очень хорошим инструментом. К нам приходят руководители правоохранительных структур, и мы буквально по косточкам разбираем все случаи ущемления прав. Статус Комиссии высокий, и теперь даже главы райадминистраций понимают, что им придется
несладко, если журналисты пожалуются на их безобразное поведение в комиссию.
Но не хочу все рисовать розовыми красками. Проблема давления на СМИ остается актуальной. И все чаще она проявляется со стороны собственников изданий. Боязнь владельцев СМИ получить критику за статьи журналистов – это распространенная практика. Поэтому нужно укреплять экономическую независимость медиа и отстаивать свое право на профессию. Это будет легче сделать, если за спиной журналистов будет стоять сильный творческий союз.
Надежда Вербиченко