Вчера в Коктебеле завершился юбилейный, десятый, джазовый фестиваль. Впрочем, его организаторы, формируя программу, не сковывают себя никакими жанровыми рамками.
На нынешнем "Джаз-Коктебеле" никто особо не подчеркивал, что фестиваль отмечает первую круглую дату, но, в общем, было понятно — организаторы о юбилее помнят и стремятся придать своему мероприятию торжественность. Речь, конечно, прежде всего идет о качестве программы и уровне участников — разросшись до пяти дней, "Джаз-Коктебель" на трех сценах представил более сорока коллективов и исполнителей.
Нельзя сказать, что среди них преобладали именно джазовые музыканты. Собственно, фестиваль уже несколько лет дрейфует в направлении массового слушателя. Организаторы успокаивают себя и возможных скептиков тем, что, в сущности, любое подлинное творчество — это джаз, и не так уж принципиально, какую музыку играет человек, важно, как он ее исполняет. Эта демократическая концепция приветствуется и публикой, преимущественно молодой, раскованной и доброжелательной. В этом году на концерты, проводящиеся на nu-jazz сцене на обширной территории одного из здешних пляжей, ежевечерне собиралось, по сведениям организаторов, до 6,5 тыс. зрителей, к слову, купивших билеты далеко не по бросовым ценам — по 250 грн. К чести фестивальной публики надо сказать, что ведет она себя темпераментно, но миролюбиво. И это притом что вина и коньяки употребляются здесь в громадных количествах.
Неудивительно, что ведущая фестивальных вечеров Евгения Стрижевская воскликнула во время одного из концертов: "У нас тут действительно уникальная атмосфера". Глядя на ритмично подпрыгивающую под выступление очередного исполнителя толпу, невольно думаешь, что эти люди радовались бы любому музыканту и не освистали бы даже откровенного халтурщика. Таковых, конечно, на "Джаз-Коктебеле" нет. В этом году организаторам удалось сформировать отменную и стилистически весьма разнообразную программу, соединив на одной сцене джазовых, этнических и даже рок-музыкантов. Среди них закономерно было немало исполнителей, выступавших в Коктебеле раньше, и, видимо, собрать их в юбилейном году являлось одной из задач организаторов. Это оказалось беспроигрышным решением — достаточно было увидеть, как бесновалась публика во время выступлений давних любимиц наших зрителей грузинки Нино Катамадзе и белоруски Беньки из фрик-кабаре-бэнда "Серебряная свадьба". Надо сказать, что не только эти, но и украинские харизматичные солистки имели на нынешнем фестивале невероятный успех — и строгая Катя Chilly, и жеманная клоунесса Ната Смирина из харьковской инди-поп-команды Pur Pur, и экспрессивная Оля Диброва из обновленного состава электронной группы Gorchitza.
Из новых лиц на коктебельской сцене следует упомянуть замечательного шведского саксофониста Магнуса Линдгрена, норвежского гитариста-виртуоза Бьорна Берга и мальчиковый британский ансамбль Mam`s Gun. По слухам, эти темпераментные лондонские ребята, то ли от избытка чувств, то ли от недостатка слов во многих своих песнях вопящие "е-е-е", в Японии уже превзошли по популярности Мадонну. В Украине им, судя по реакции публики на "Джаз-Коктебеле", тоже гарантирован долгий и прочный успех.
Хотелось бы, чтобы наши зрители еще не раз увидели и хедлайнеров нынешнего фестиваля — британские группы The Cinematic Orchestra и The Tiger Lillies, а также Weddings and Funerals Orchestra Горана Бреговича. Композиции основателя The Cinematic Orchestra, шотландского электронщика Джейсона Свинскоу, фестивальная публика услышала далеко за полночь из-за не совсем понятной идеи организаторов добавить в программу пятничного концерта еще и диджейские сеты, но это была музыка, ради которой стоило не выспаться. В ней, кажется, выражена сама идея джаза — импровизации свободных и открытых миру людей. Такие вещи, пожалуй, способны сочинять только музыканты, чувствующие абсолютную гармонию со временем и пространством, отзывающиеся на плеск моря, шум ветра, мерцание звезд. И умеющие непосредственно и чисто передать это ощущение счастливого покоя слушателям.
Подобные эмоции совершенно иными средствами вызывает и Горан Брегович. Сербский композитор, прославившийся саундтреками к фильмам Эмира Кустурицы, привез в Коктебель малый состав своего коллектива, но и эти десять музыкантов и певцов заставили многотысячную аудиторию визжать от восторга. Сам 62-летний Горан Брегович, играющий в своем ансамбле на гитаре, держится молодцом, хотя, по крайней мере, в Коктебеле, отказался от привычки прихлебывать во время выступления виски. Его новые песни, безусловно, уступают старым шлягерам. Но когда вокалистки затягивают классическую "Ederlezi", душа переворачивается. В финале выступления, по традиции, балканский ансамбль сыграл хит "Калашников" из фильма Underground, и публика по просьбе композитора встретила его первые аккорды криком "Ура!".
Невероятный контакт случился у зрителей и с лондонским панк-трио The Tiger Lillies. У этой группы сложились с Украиной не самые лучшие отношения, эстетика мрачного кабаре, в которой работают эти выдающиеся артисты, многих зрителей обескураживает, и в Коктебеле, сказать по правде, макабрические блюзы и баллады Мартина Жака, вышедшего на сцену с традиционно набеленным лицом и торчащей из-под котелка косичкой, и его компаньонов — контрабасиста Эдриана Стаута и барабанщика Эдриана Хьюджа — не всеми были поняты и приняты. К счастью, здесь были и преданные поклонники этих удивительных музыкантов, отказавшихся на фестивале от всех своих знаменитых фокусов и аттракционов ради исполнения самой музыки. По ходу концерта The Tiger Lillies легко вносили коррективы в программу, откликаясь на заявки зрителей, а в финале, очевидно, растроганные приемом, исполнили два "биса", хотя опаздывали в аэропорт. И то, как в ответ буквально завыли от счастья благодарные поклонники, наверное, запомнится музыкантам надолго.
kommersant.ua