Известная всему миру цыганка Рада, Светлана Тома, впервые посетила культурную акцию «Дни Ханжонкова на родине» и побывала в Макеевке после распада СССР. По словам актрисы, многое изменилось со времен кинопропаганды, как в ее жизни, так и в кинематографии.
Ваша творческая биография тесно связана с кинорежиссером Эмилем Лотяну. С чего началось ваше сотрудничество?
В 1965 году я окончила школу и планировала поступить на юридический факультет университета в Кишиневе, когда случайно встретила Лотяну на улице. В то время он уже профессионально работал на Молдавской киностудии, снимал второй в своей творческой биографии художественный фильм и как раз искал героиню для киноленты «Красные поляны».
Он сам писал сценарии ко всем своим кинолентам, в его воображении уже существовал некий образ главной героини. Очевидно, я, стоявшая на троллейбусной остановке, в очках и с хвостиком, соответствовала предъявляемым требованиям.
После знакомства последовали кинопробы, на них рассматривалась моя фотогеничность, а также гармоничность в кинообразе. Поскольку я была несовершеннолетней, следовало получить согласие на съемку от родителей. Но все так стремительно произошло, что уже через неделю я снималась в кино.
Его фильм «Табор уходит в небо» принес вам всемирную популярность…
Хочу уточнить, потому что люди почему-то не слушают и не слышат: «Табор уходит в небо» - моя десятая кинокартина, а не первая. На тот момент я была уже профессиональной актрисой. Причем мне предстояли довольно сложные пробы, на которые я приезжала три раза. «Мосфильм» предлагал совершенно другую актрису, но Эмиль Лотяну сделал свой выбор. Он невероятно верил в меня. Благодаря ему я и стала актрисой. Я же совсем не верила, что справлюсь с ролью цыганки Рады, и сниматься в картине начинала со страшной опаской. Слава Богу, все сложилось.
Знаю, что этот фильм позволил вам повидать мир.
С ним я была на различных фестивалях и Днях советского кино в 50 странах мира, за роль Рады получила множество кинонаград. У фильма вообще счастливая долгая жизнь.
Как вас встречали за рубежом?
Когда я гастролировала с этим фильмом, на мне просто рвали одежду! Для меня это было что-то невероятно, потому что в нашей стране зрители ведут себя по-другому. В Латинской Америке картина оказалась настолько близка, что по завершении сеанса вместо того, чтобы идти к выходу, зрители не пропускали меня и подставляли лбы для автографа. Бывали случаи, когда разбивали стекла в кинотеатрах, чтобы посмотреть на ту, что сыграла главную роль. Этот фильм принес государству целые мешки валюты, поскольку права на трансляцию купили 120 стран мира. Я встречала людей, которые смотрели «Табор уходит в небо» по 20 раз.
В 1990-е годы вы также были востребованы?
Нет. В то время было невероятно сложно. Нужно было выживать, и вместо кинематографа я занималась сдачей комнат.
Никакой работы для артистов не было. Но я готовила свою программу, учила стихи и песни. И однажды в 1994 году мне позвонили и предложили выступить. Тогда я поняла одну вещь: всегда нужно быть готовой, чтобы не потерять свой шанс.
Как вы узнали об этой культурной акции?
От Владимира Талашко. Он и предложил сюда приехать. Должна признаться, что получила здесь много положительных эмоций. Зрители в зале меня потрясли, ведь актерская игра – тот же пинг-понг: ты посылаешь импульс, а зритель тебе отвечает с большой отдачей, после чего перепасовка продолжается по нарастающей. От таких колебаний и возникает связь, дающая состояние абсолютного счастья и артистам, и зрителям. Эти моменты я люблю больше всего. Ничего более сладкого для актера нет. Я восхищаюсь фестивалем и могу поклониться тем, кто его придумал и финансирует.
Между тем главные торжества проходят в доме Ханжонкова в Москве.
В его прекрасном московском доме когда-то проходило много торжественных мероприятий, празднование дат выдающихся кинематографистов, а также ежегодный фестиваль женской роли. Много выдающихся актрис, а также я и моя дочь получали там награду. Сейчас дом кому-то отдали. Актеры боролись и пытались отстоять его, собирали подписи и отправляли письма. Все попытки оказались тщетны. По данному поводу можно лишь сокрушаться и плакать, поскольку мы оказались бессильными перед теми, кто посчитал, что там можно делать деньги.
Но, несмотря на это, Александр Ханжонков остается абсолютным примером того, что, независимо от места рождения человека, он может стать личностью, известной во всем мире. Мальчишка из деревни, сделавший кинематографию страны, был и режиссером, и продюсером, и актером, и каскадером. Радостно, что у вас его помнят и делают все возможное, чтобы память о нем жила.
Наталья ЛЕХАН