Говоря о ценах на нефть, многие почему то считают, что от их колебаний больше всего страдает наш северный сосед. На самом деле нефтяные цены в немалой степени влияют на нашу экономику. Как отражается стоимость «чёрного золота» на ситуации на украинских рынках?
Почём баррель?
Нефть остаётся важнейшим ресурсом и источником энергии. Индустрия её добычи и переработки — самая значительная в мире. Нефтью пропитан и мировой финансовый рынок: по объёму торгов он уступает только фондовой бирже Нью-Йорка и рынку облигаций американского правительства.
Сегодня в мире в день производится примерно 96 млн баррелей «чёрного золота», а потребляется только около 95 млн. Именно этот 1 млн разницы становится фактором, который давит на цену.
На мировых биржах цены на нефть начали резкое снижение ещё в 2014 году. Тогда котировки составляли нереальные сегодня $115–120 за баррель. К концу 2015 года нефть марки brent достигла исторического минимума 2004 года — $36,1 за баррель, но потом цена постепенно начала расти.
Во многом цена на нефть складывается, исходя из политических событий, особенно в регионах, где сосредоточен наибольший объём добычи. В последние месяцы она колеблется в районе $40, реагируя на политическо-экономический пульс ключевых игроков рынка.
Но такое снижение стоимости не могло пройти бесследно для нефтяной индустрии и всего того, что крутится вокруг неё. Добыча начала терять коммерческий интерес для хозяев буровых вышек. И в первую очередь это касается труднодоступных, а потому дорогостоящих залежей: сланцевых, морских и арктических.
Для решения проблемы заморозкой цен в апреле страны-экспортёры организовали встречу своих представителей в Катаре. Однако выработать общую позицию им так и не удалось. По мнению сопредседателя Фонда энергостратегий Дмитрия Марунича, в этом нет ничего катастрофического: если не произойдёт самобалансировка нефтяного рынка, что маловероятно, переговоры рано или поздно приведут к компромиссу.
Между тем агентство Bloomberg прогнозирует рост цен до $100 за баррель уже в течение ближайших лет. В противовес ему правительство Венесуэлы, одной из крупнейших нефтяных стран, полагает, что если добыча не будет искусственно ограничена, к 2017 году стоимость барреля может составить около $20.
Стабильная ограниченность
Некоторые аналитики уверены в прямой зависимости колебаний нефтяных цен и курса валюты на межбанковской бирже. Стало быть, и всё остальное, и в первую очередь цены на горючее, должно зависеть от стоимости нефти. Но так ли это в действительности? Анализ колебаний курса пары «гривня-доллар» и цен на нефть с начала года даёт повод говорить не о прямой зависимости, а скорее некой общей тенденции.
Украина также добывает нефть из своих месторождений. По данным Минэнерго, за 2015 год на материковой части страны добыто 1,8 млн тонн нефти. Конечно, это мизер по сравнению с основными производителями, но всё же… Вместе с тем, по информации ГФС, за семь месяцев этого года в страну завезено 301,25 тыс. тонн нефти на $91,6 млн. Это притом, что за тот же период ввезено примерно 3,9 млн тонн различного рода нефтепродуктов на общую сумму $1,6 млрд.
Приведённые цифры свидетельствуют, что спрос на нефтепродукты в Украине достаточно ограничен и вместе с тем стабилен. Поэтому такого уж большого увеличения или сокращения потребности в валюте у импортёров нефтепродуктов, при незначительных колебаниях в несколько долларов, не было; они вполне могли удовлетворять свои валютные аппетиты на межбанке. Зато мировые цены на продукцию АПК и металлургии ощутимо влияют на валютный рынок. Дешевеет ведь не только нефть, но и другое сырьё, а зерновые и металл всегда были основой валютных потоков в Украину.
Стоит отметить, что снижение цен в таких отраслях, как нефтяная, металлургическая и агропромышленная, является мировой тенденцией и связано с уменьшением потребности в сырьевых товарных группах. Так что потери наших экспортёров по этим позициям будут превышать возможный выигрыш от низких цен на нефть.
Всё же в среднесрочном будущем для Украины было бы интересным именно подорожание нефти. Наш экспортный потенциал по металлам, руде, зерну и другим сырьевым ресурсам, цены на которые тесно связаны с этим, во много раз выше импортируемых объёмов нефти и газа. Если нефтяные цены всё же поползут вверх, а в мире начнётся новый цикл роста стоимости сырья, Украина вполне сможет улучшить положение дел в экономике.
Украинский рынок, сложный и рисковый
А пока ситуация на украинском рынке остаётся сложной. Все ждали снижения цен на нефтепродукты, но этого не случилось. По мнению Дмитрия Марунича, чтобы это произошло, необходима стабилизация цены на нефть хотя бы на месяц, причём где-то на уровне $30–35 за баррель.
Сегодня рынок топлива в Украине разношёрстный, плохо прогнозируемый, а от этого и дорогой. Кроме того, он всегда реагирует с некоторым опозданием на месяц-два, в зависимости от реального спроса. Существенное значение имеют и валютные риски: нефтетрейдеры стараются заложить их в цену — отсюда и результат.
Директор Украинской энергетической биржи Александр Коваленко в свою очередь считает, что снижение мировых цен на нефть нивелируется девальвацией нацвалюты и налогами, которые присутствуют в цене на горюче-смазочные материалы. Поэтому и не происходит параллельного снижения цен внутри страны, поясняет он.
Безусловно, отметать влияние мировых трендов на наш рынок не стоит, но не следует его и преувеличивать. На стоимость горючего у нас будет влиять не только стоимость нефти на мировых биржах, но и другие составляющие: акциз, НДС, транспортные расходы, маржа операторов. Поэтому специалисты утверждают, что снижение мировых цен на нефть в 2 раза может привести к удешевлению ГСМ в Украине максимум на 25 %, и то при условии стабилизации этого уровня цен на длительное время.
Zavarnik