
Самая маленькая страна Балтийского региона успешно преодолела болезни посткоммунизма, которые продолжают терзать Украину. Коррупция, бюрократия и тоталитаризм остались для Эстонии в прошлом. Как это удалось эстонцам и что мы можем у них перенять?
Дважды независимая
Сегодня в Эстонии живут чуть больше 1,3 млн человек — всего на 300 тысяч больше, чем в Одессе. Эта страна оказалась самой меньшей по территории и количеству жителей во всей Балтии. Но на сегодняшний день она считается наиболее развитой не только «среди своих», а и среди всех осколков распавшегося СССР.
Как выразился в своё время первый её президент Леннарт Мери, Эстония в окружении супердержав похожа на эскимосскую лодчонку, проворно снующую между супертанкерами. Он имел в виду быстроту и решимость своей страны в использовании возможностей, предоставленных независимостью.
Но так было не всегда. Эстонцам пришлось пройти и нелёгкие этапы в построении своего государства. С распада Российской империи в 1918-м по 1939 год Эстония была независимой, но накануне Второй мировой отошла к Советскому Союзу по договорённости с Германией.
Во второй раз Эстония стала независимой в 1991 году, уже после развала империи СССР. Разрыв на этот раз произошёл бескровно, на волне «Поющей революции» — национального певческого фестиваля в виде мирных акций протеста против советского режима. Это предотвратило силовой вариант развития событий, чего не избежали соседи.
Поскольку аннексию Эстонии Запад никогда не признавал, сами эстонцы считали, что их государство не прерывало существование. Это помогло эстонским политикам быстро восстановить его и получить международный статус.
Возвращение в Европу
После обретения суверенитета новые власти начали решительно создавать прозападное государство, исповедующее демократические ценности. Некоторые их действия были резковатыми и вызывали непонимание у граждан; но без решительности, считают теперь эстонцы, они бы ещё долго топтались на месте.
Эстония поставила себе задачу стать первой в Прибалтийском регионе, и это ей удалось. Уже к концу 1990-х ВВП на душу населения составлял почти $4000. По данным МВФ, в 2015 году этот показатель был $17288, что соответствовало 40-му месту в мировом рейтинге. Для сравнения: Украина со своими $2004 находится на 134-м месте, то есть наши показатели в 2 раза ниже, чем у Эстонии почти 20 лет назад.
Впрочем, во многом быстрому развитию эстонской экономики способствовало раннее вступление в Еврозону. Переговоры об этом начались почти сразу после возобновления независимости, а уже в 1995 году ЕС и Эстония подписали Соглашение об Ассоциации. Проведённый в 2003 году референдум показал согласие на это 67 % граждан, и уже с 2004 года Эстония стала полноправным членом не только ЕС, но и НАТО. К Шенгенскому соглашению страна присоединилась в 2007-м, а в 2011-м первой из бывших советских республик начала использовать евро.
Удалось добиться успеха и в борьбе с одним из главных тормозов развития — коррупцией: сегодня и этот показатель самый низкий среди всех бывших участников соцблока. По данным Transparency International, в 2015 году Эстония занимала 23-ю строчку в мировом рейтинге уровня коррупции. Соседка Польша была на 30-й, а Украина — на 130-й. А согласно опубликованному в начале года докладу Freedom House, по уровню гражданских свобод Эстония находится на 30-м месте. Это лучший показатель среди постсоветских республик. Украина в этом рейтинге занимает 105-ю строчку.
«Классика» и современность
Не последнюю роль в построении новой системы отношений сыграла ставка на использование современных технологий взаимодействия государства с гражданами и бизнесом. Сегодня Эстония входит в число самых открытых для современных технологий стран. Здесь давно уже принято решать через интернет все проблемы без потерь времени и средств на бюрократические проволочки.
Общегосударственная система eGov включает в себя все существующие в Эстонии госслужбы и органы. С её помощью каждый может подать в нужную службу заявление, получить справку и даже голосовать на выборах. Идентификация происходит с помощью кардридера, считывающего электронную подпись гражданина с его ID-карточки, заменяющей паспорт. Такое оборудование есть практически у каждого эстонца, стоит оно в пределах 5 евро. Все указанные действия можно совершать и с любого мобильного устройства через специальное приложение eGov.
Система предельно понятна, а главное — прозрачна. Каждый гражданин может проверить, какая служба и какой информацией о нём интересовалась. Конфиденциальные данные хранятся на разных серверах с высокой степенью защиты, что исключает воровство сведений о конкретном человеке.
Электронную систему используют люди всех возрастов, хотя пожилые нередко прибегают к помощи продвинутой молодёжи. В небольших городках и сёлах может вообще не быть никаких госучреждений. Эстонцы считают, что человеческий ресурс нужно перенаправлять на более значимые сферы, особенно при такой небольшой численности населения.
Интересен опыт Эстонии в проведении выборов. Каждый третий избиратель здесь предпочитает голосовать онлайн. Процедура занимает всего 90 секунд. Для любителей «классики» оставили избирательные участки, но они работают только в воскресенье, а проголосовать через интернет можно круглосуточно в течение семи дней.
Всё перечисленное было бы невозможно без сплочённости общества и государства для единой цели — жить независимо и свободно. Тут есть чему поучиться. Маленькая страна сумела сплотиться вокруг элементарной идеи построить лучшую жизнь. И это у них получилось. Возможно ли это в Украине — зависит от каждого из нас.
Zavarnik