
Бизнесмены-новички ломают стены, воздвигнутые вокруг аэрокосмической отрасли, показывая, что покорение внеземных просторов может быть уделом не избранных, а многих. И если уж космонавтом стать не суждено, то построить в этой сфере успешный бизнес можно.
С мечтой о колонизации Марса
В начале сентября на стартовой площадке взорвалась ракета Falcon компании SpaceX, владельцем которой является создатель знаменитой Tesla Motors Илон Маск. Взрыв носителя уничтожил весь груз, в том числе спутник Facebook'а, чем не только причинил прямые убытки, но и сорвал несколько контрактов на сотни миллионов долларов. А разрушение стартовой площадки отложило дальнейшие запуски на неопределённый срок.
Критики молодого американского миллиардера не заставили себя ждать: компанию SpaceX обвиняют едва ли не в подрыве целой бизнес-сферы. Усугубляет претензии (а на самом деле является их главной причиной) тот факт, что компания Илона Маска построена с нуля «ботаником»-программистом. Это настоящий вызов для мира аэрокосмических технологий, где совсем недавно правили бал госкорпорации или по крайней мере гиганты вроде Lockheed Martin или Boeing.
Умалчивают критики только о том, что цифры говорят в пользу SpaceX, а не технологических великанов. Ракеты Falcon за свою недолгую историю взрывались на старте дважды: в начале этой осени и прошлым летом. В целом же они выдержали 27 успешных пусков. (Часть из этих пусков завершились неудачными посадками, но, во-первых, речь идёт об испытании революционной технологии многоразовых носителей, во-вторых, катастрофы происходили уже после выполнения главной миссии). Для сравнения российскую ракету «Протон», пережившую более 400 пусков, неудача постигала почти на каждом десятом. У нашего носителя «Зенит» — 70 успешных пусков из 83.
Такие провалы, конечно, не радуют и списывают с чьих-то счетов суммы с восемью, а то и с девятью нулями, но… Для космической отрасли статистика по Falcon более чем приемлемая. Подтверждение — продолжение сотрудничества NASA и SpaceX, а также ещё более амбициозные планы Илона Маска по колонизации Марса. Идеология его компании — как раз покорение Красной планеты.
Через тернии
Вопреки красивым и уже привычным PR-фразам Илон Маск — далеко не первый бизнесмен, решивший назло «серьезным корпорациям» покорять Космос самостоятельно. За несколько лет до него эксцентричный миллионер Ричард Брэнсон со своей компанией Virgin Galactic сумел организовать серийные (!) суборбитальные полёты на высоте свыше 100 км, которые формально являются космическими.
А первые попытки бизнеса прорваться через тернии к звёздам относятся аж к началу 1970-х. Тогда власти ФРГ объявили открытый конкурс на создание бюджетного варианта ракеты-носителя. Некто Лутц Кайзер предложил оптимальный вариант — и получил первоначальное финансирование под проект OTRAG. Когда Германия переключилась на совместные проекты с другими государствами, свернув частные инициативы, Кайзера это не остановило: более 10 лет он посвятил разработке и испытанию первой частной ракеты, пытаясь запустить её на собственных космодромах в Африке. Это походило на авантюру, но успешную с технической точки зрения. Однако давление крупных игроков, а точнее — мировых правительств, вынудило «авантюриста» капитулировать. Лишь после окончания Холодной войны он смог заняться ракетостроением как бизнесмен.
Заоблачные заработки
Что же приводит частный капитал в такую специфическую сферу? Романтика покорения внеземных просторов? В мире можно найти куда менее хлопотный способ заработка. Порог входа в космические технологии очень высокий, тут с верстака в гараже не начнёшь.
Один из важнейших аргументов — ожидаемая прибыль. В аэрокосмической отрасли оперируют не тысячами долларов сметы, а сотнями миллионов и миллиардами. Запуск Falcon-9 стоит $60 млн — и это одно из самых дешёвых предложений: на создание и несколько запусков челнока Dragon V2 компания Илона Маска получила более $2 млрд. Такой же порядок цифр — на счетах тех, кто пользуется услугами коммерческих «космонавтов». Затраты на вывод телекоммуникационного спутника — $150–200 млн, но в случае успеха они окупаются за пару лет, а дальше «болтающаяся на орбите железка» приносит сверхприбыли.
Ещё одна важная деталь: в космических разработках много государственных денег. Под давлением рынка государства отдают контракты «молодым да ранним», которые добиваются успеха по тому же рецепту, что и в остальных нишах: они мобильные, гибкие и открытые, дерзкие в планах, мыслят по принципу win-win: сделаем дешевле — сэкономим средства заказчика и сами заработаем.
Малыми шагами
За спинами корпораций, запускающих ракеты и использующих спутники, стоят десятки компаний поменьше, производящих компоненты ракет, бортовые компьютеры, передающую аппаратуру. Для попадания в «первую линию» нужны и протекция власть имущих, и огромные инвестиции (Маск истратил на запуск SpaceX $200 млн), но оказаться во втором эшелоне не так уж сложно.
Отлично, что у нас есть такие предприятия, как «Южмаш». Но очевидно, что эффективнее не таранить рынок госкорпорациями, а продвигаться с помощью меньших, частных проектов. Доказательство тому — успехи украинцев в международных конкурсах NASA.
Говорят, в юности Илон Маск прочёл серию романов «Автостопом по галактике», очень его впечатлившую. Теперь его компания SpaceX и многие другие частники делают космическую отрасль всё более доступной и дешёвой. Их цель: сделать передвижение по галактике таким же простым, как путешествие автостопом. А дерзнуть заниматься космическими разработками, как видим, может каждый.
Zavarnik