Украинский аграрный бизнес возлагает большие надежды на дружбу Украины с ЕС. Но далеко не все производители выдержат требования европейского законодательства, а также ожесточенную конкуренцию. Хотя те, кому удастся преодолеть вал ограничений, получат полный доступ к необъятному и дорогому европейскому рынку.
Сельхозпроизводители все чаще смотрят в сторону Европы. Там - огромный рынок, куда мы уже поставляем продукцию АПК почти на 5 млрд. долларов в год. А имплементация Соглашения с Европейским Союзом открывает как для небольших ферм, так и крупному агробизнесу еще больше возможностей.
Правда, пока это перспективы, так как беспошлинный экспорт сельхозпродукции из Украины в ЕС зажат квотами. Кроме того, далеко не все предприятия способны выдержать европейские требования к технологическим процессам и качеству производимой ими продукции. Хотя свободные ниши есть, и их немало. Равно как и возможности конкурировать с компаниями из Евросоюза. Но для того, чтобы туда пробиться, нужны инвестиции, опыт и привлекательная цена.
Каждому по кусочку
При ближайшем рассмотрении оказывается, что сельхозпроизводители уже получили немалый объем квот на свободный ввоз своей продукции в страны Западной Европы. Это 20% всего экспорта украинского АПК.
«Европейский Союз предоставил квоты на 36 товарных позиций, из которых в полной мере используется только 5», - рассказала заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам евроинтеграции Владислава Рутицкая. Причем распределение квот непропорциональное, в связи с чем часть из них выбирается практически сразу, а некоторые и вовсе не используются.
Например, квота на мед была исчерпана в первых числах января, уже полностью использована квота на кукурузу (400 тыс. тонн), на пшеницу (950 тыс. тонн). Это же касается квот по поставкам виноградных и яблочных соковых концентратов, сахарной кукурузы, обработанных томатов, вина. Практически исчерпана квота по ячменю - 194 тыс. тонн из 250 тыс. тонн.
В то же время, квоты по баранине, этанолу (спирт), обработанному молоку, сигаретам, готовым пищевым продуктам остались практически не тронутыми. Всего на 1-15% использованы квоты на поставку продукции переработки сахара, крахмала, чеснока, овса.
В Минагро разводят руками, дескать, аграрии попросту не имеют необходимых технологических мощностей. А вкладывать в их развитие готовы немногие, поскольку окупаемость нужно ждать годами, в то время как производство того же ячменя или мяса птицы может приносить прибыль уже сегодня-завтра. Например, экспорт кукурузы из Украины в ЕС в 2014 году составил 8,3 млн. тонн, что выше положенной беспошлинной квоты в 20 раз. Это говорит о том, что даже облагаемый пошлинами ввоз не снижает привлекательность высокомаржинальных направлений бизнеса.
Вторая большая проблема заключается в том, что продукция украинских компаний все еще не дотягивает до санитарных норм и стандартов качества, которые действуют в странах ЕС. Это вина как самих производителей, так и государственной системы контроля качества продукции, которая попросту не работает. «Производители мяса птицы готовились к поставкам в ЕС заранее, поэтому на момент открытия рынка имели все необходимые разрешительные документы и сейчас уже ведут переговоры по расширению квот на поставки. В то же время производители молока и молокопродуктов проходили верификацию и проверки уже после введения льготного режима», - приводит пример глава аналитического департамента Консалтинговой группы «ААА» Мария Колесник. Тут надо добавить, что производители мяса птицы - огромные корпорации с миллиардными (в гривне) оборотами, а молочный бизнес имеет в Украине куда меньшие масштабы. В итоге, на сегодня право экспортировать в ЕС имеют лишь 235 украинских сельхозпредприятий.
Они все ближе
Агропроизводители смотрят на сближение с ЕС с изрядной долей скепсиса. Прежде всего, они опасаются ожесточенной конкуренции на отечественном рынке со стороны субсидируемой европейской еды. «Ведь в случае старта всеобъемлющей зоны свободной торговли с 1 января 2016 года начнут работать и те преференции, которые мы предоставили европейским производителям», - объясняет Мария Колесник.
А в условиях борьбы за потребителя все острее возникает вопрос финансирования и дополнительных капиталовложений, которые необходимы для развития бизнеса, его модернизации, улучшения качества. Всего того, что позволит украинским производителям уйти от сбыта исключительно сырья и продавать уже готовую продукцию. «Для переработки молока нужно покупать промышленные образцы оборудования. В итоге, в каждое стойло- место придется вложить примерно 8000-1000 евро», - подсчитывает Александр Бабин, владелец предприятия «Бабини кози».
Для построения конкурентоспособной зерновой или овощной компании сегодня потребуются инвестиции от 1 тыс. долл. на 1 га. Эта сумма включает в себя закупку или аренду основных фондов, а также семенного материала, удобрений и пестицидов.
«В выращивание ягод нужно инвестировать в среднем 15 тыс. долларов на 1 га. Хотя я вижу смысл этим заниматься, потому что каждый гектар приносит 10 тонн продукции», - рассказывает Игорь Небылович, руководитель фермерского хозяйства «Еко- Карпаты».
К тому же, на быстрый возврат инвестиций рассчитывать не стоит: с учетом всех рисков и «сюрпризов» от экономики и законодателей, окупаемость практически по всем направлениям агробизнеса сегодня от 3-5 лет и более. «Например, мы на построение полноценного бизнеса потратили целых 8 лет», - делится опытом Александр Бабин.
Для тех, кому не лень
При ближайшем рассмотрении, малым и средним фермерским хозяйствам открыто больше дверей, чем крупным компаниям. Например, в производстве баранины. Существующая квота по поставке этого вида мяса из Украины в ЕС составляет 1500 тонн в год. Но украинские агропроизводители даже внутренний спрос на баранину покрывают лишь на 17%. «А так как размер квоты на экспорт не большой, агрохолдинги инвестировать в производство этой продукции не станут. А вот для небольших хозяйств есть хороший шанс построить бизнес и поставлять баранину в Европу», - считает Владислава Рутицкая.
Еще одно направление, способное дать фермерам «мостик» в ЕС - выращивание орехов, 95% из которых уходит на экспорт. Если учесть, что за последние 5 лет Украина по валовому сбору орехов поднялась на четвертое место в мире и первое в Европе, возможности в этой нише огромны. «Правда, первые урожаи начинаются только с 4-го года. Будь это лещина или грецкий орех. Поэтому доя того, чтобы окупить затраты на высадку и уход за деревьями, нужно около 6 лет», - предупреждает Игорь Небылович.
Также Европа рассматривает Украину как потенциально крупнейшего европейского производителя и поставщика растительного протеина - сои, и заинтересована в продукции ее переработки. «Потребности стран ЕС в сое обеспечиваются собственным производством только на одну треть.
А с участием Украины остальные 70% могут быть компенсированы уже к 2020 году», - считает Инна Метелева, заместитель главы правления корпорации «Сварог Вест Груп». Европе это действительно выгодно, потому что сейчас импорт поступает из стран Южной Америки. Поставки же из Украины станут очень удобной альтернативой.
Да и обычное, «традиционное» растениеводство все еще остается достаточно перспективным, так как имеет хороший запас роста собираемого урожая за счет внедрения прогрессивных и энергоэффективных технологий. «Например, тепличные хозяйства, особенно в сочетании с использованием биогазовых заводов, работающих на отходах других сельскохозяйственных производств. Ведь в себестоимости продукции теплиц до 70% занимает тепло и электроэнергия, потому ее получение по «зеленым» технологиям чрезвычайно выгодно», - уверен Владислав Остапенко, руководитель группы корпоративных финансов и М&А EY (бывш. «Эрнст&Янг») в Украине.
Ищем везде
Видят фермеры возможности и в смежных направлениях бизнеса, которые могут быть результатом вторичной переработки основной продукции. Например, в животноводстве - это развитие масложирового направления. И не только в рамках пищевого потребления, но и производства органической бытовой химии и косметики. А продукция растениеводства и ее отходы могут с успехом применяться в легкой промышленности или фармацевтике.
Такой подход дает маневр для значительного снижения общей себестоимости производства, и позволит повысить рентабельность, диверсифицировать источники дохода, перекрыть риски сезонности. Европейский опыт в данном случае пригодится как никогда. Но без расширения экспортных емкостей украинским аграриям двигаться в нескольких направлениях будет очень сложно.
«Ведь необходимо полущить подтверждение качества продукции на каждом этапе производства. Но, к сожалению, для реализации ряда директив пока что ощущается нехватка технических ресурсов. Например, по проведению исследований качества зерновых. Поэтому, кроме законодательной, для АПК очень важна практическая и всесторонняя поддержка со стороны государства», - считает президент компании AgroGeneration Джон Шморгун.
(по материалам dengi.ua)