С сентября украинцы не смогут осуществлять покупки за наличные средства на сумму свыше 150 тыс. грн — такое решение принял вчера Нацбанк. Введение лимита должно привлечь в финансовую систему ресурсы, снизить уровень теневой экономики и обеспечить рост ВВП. Впрочем, банкиры считают, что такое ограничение мало кого коснется, поэтому надеются на снижение лимита.
Меньше чем через три месяца украинцы потеряют право совершать крупные покупки за наличные. С 1 сентября вступит в силу ограничение на платежи в размере свыше 150 тыс. грн. Соответствующее постановление вчера приняло правление НБУ. В течение лета Нацбанк зарегистрирует его в Минюсте, чтобы участники рынка успели подготовиться к новым правилам работы. "Ограничение касается операций между физическими лицами, а также между физлицами и юрлицами",— заявила вчера заместитель главы центробанка Вера Рычаковская. "В результате введения ограничения мы рассчитываем на приток 14-16 млрд грн ликвидности в финансовый сектор в течение года. Это также должно увеличить ВВП на 0,2% и снизить уровень долларизации экономики",— пояснила госпожа Рычаковская. В Нацбанке обещают контролировать размер комиссий банков за безналичные платежи, однако не сообщают как, надеясь, что конкуренция позволит клиентам выбирать минимальные комиссии.
Банкиры поддерживают решение НБУ. "Предприниматели, строившие свою работу на теневых схемах наличных расчетов, понимают, что сегодня решение вопросов, которые возникают при использовании этих схем, становится дороже, чем выгода от их применения",— отмечает председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет. Введенное ограничение является либеральным по сравнению с нормами других стран: в Италии лимит установлен на уровне 1 тыс. евро, во Франции его снизят с 3 тыс. евро до 1 тыс. евро, в Греции — 1,5 тыс. евро, Бельгии — 5 тыс. евро.
Поэтому банкиры считают, что лимит должен быть ниже. "Сумму нужно ограничить на уровне 50 тыс. грн. Все равно таких крупных покупок немного,— отмечает председатель правления Укргазбанка Сергей Мамедов.— Но при этом правительству следует обязать все торговые точки работать через терминалы, а также стимулировать предприятия перечислять зарплату на карты. А сами банки должны активнее развивать платежную инфраструктуру".
По данным НБУ, на 1 апреля в Украине было 45,3 млн активных карт, количество торговых терминалов превысило 143 тыс. "У подавляющего большинства торговых предприятий, работающих с крупными платежами, имеются терминалы по приему платежных карт",— отмечает старший советник Альфа-банка Роман Шпек.
Введенный лимит настолько высок, что будет оказывать скорее психологический, чем реальный эффект. "В нашем банке доля таких платежей в сегменте физлиц не превышает 0,3%",— отмечает заместитель председателя правления банка "Финансы и Кредит" Виктор Голуб. "Для одних клиентов достаточно 1 тыс. грн, а для других и 150 тыс. грн будет мало. Клиенты с VIP-статусом часто приобретают дорогостоящие автомобили, недвижимость, предметы антиквариата, и для них средств, допущенных лимитом, недостаточно",— говорит начальник управления платежных карт Евробанка Татьяна Ковач. Поэтому игроки рынка уже предлагают более жесткие ограничения. "Социального эффекта от лимита в 150 тыс. грн не будет. Нужно ввести ограничение в 15 тыс. грн",— говорит председатель правления Райффайзен Банка Аваль Владимир Лавренчук.
Этот лимит выгоден банкам вдвойне: с одной стороны, они снизят затраты на работу с наличной валютой, с другой — увеличат комиссионный доход за счет предприятий торговой сферы. "Внести наличную гривну на текущий счет можно бесплатно, а провести платеж с него стоит 0,1-1% от суммы. Банки могут ввести специальные привлекательные тарифы на услуги по оплате товаров, стоимость которых превышает этот порог,— отмечает зампред правления—казначей Банка Национальный кредит Дмитрий Власов.— Если же деньги не будут покидать банк, то стоимость услуг может снизиться до 0-0,5%. VIP-клиентам вполне могут быть предложены нулевые тарифы".
Коммерсант