Быть или не быть?
Сегодня трудно представить Одессу без Привоза, Стамбул без Гранд-базара, Харьков без Барабашова и т.д. При этом нужно помнить и о базарах, канувших в Лету практически в каждом украинском городе, несмотря на свое многолетнее процветание и популярность каких-нибудь 10-15 лет назад. Донецк не избежал приснопамятных «рыночных войн». Многие помнят, мягко говоря, недоразумения в отношениях торговцев, владельцев рыночных площадей и органов власти, которые приводили к ночным сносам палаток, ларьков и заборов, откровенным конфликтам между продавцами и милицией. Стихийные базары на Горсаде, железнодорожном вокзале, Заперевальной – все это уходило в историю с боем, с криками – как возмущенными, так и радостными.
В чем причина? Как раз вот в тех вопросах и проблемах, которые всегда возникали там, где есть рынки, – чистота, порядок, ценообразование, сервис, безопасность и т.д., и т.п. Власть, по своей ли воле, по требованию ли времени, понимала необходимость улучшения ситуации в сфере розничной и мелкооптовой торговли и шла на кардинальные перемены путем радикальных мер.
Конечно, сыграл роль и еще один существенный фактор, навсегда изменивший звенья в цепочке продавец-товар-покупатель. В 90-х, а особенно в 2000-х, в нашу жизнь стремительно ворвались супермаркеты – акулы торгового бизнеса, сразу привлекшие внимание соотечественников богатством ассортимента, адекватностью сервиса и легкостью в эксплуатации. Таким образом, перед владельцами рынка была поставлена жизненно необходимая цель – изменить рынки и выжить, чтобы не потерять и рынки, и бизнес.
По-прежнему рано утром «обычные» автобусы переполнены скучающими дома бабушками и дедушками, с котомками и «кравчучками» рвущимися в водоворот базарной толчеи, обеспечивающей им радость общения.
Добро пожаловать?
Что же вышло в итоге? Все мы знаем, что по-прежнему рано утром «обычные» автобусы переполнены бабушками и дедушками, с котомками и «кравчучками» рвущимися в водоворот базарной толчеи. По-прежнему домохозяйки шепчут на ушко своим мужьям об острой необходимости съездить через весь город на Трудовской рынок за «абрикосками и огурчиками»: «Они ведь там на рупь дешевле, и вообще они червивые, а значит, настоящие!»
Как и прежде, рынки стоят, процветают и… Радуют или нет? Чтобы узнать о рыночной жизни хоть что-то, кроме цен на малину и географического происхождения копченых кур, вам придется сразу же столкнуться с армией базарной охраны, тут же подчеркнем, за последние годы основательно подтянувшей уровень вежливости и учтивости. Даже в случае отсутствия у охранника классических признаков образованности и морали оный в образе Кевина Костнера из «Телохранителя» молча, но с искусным напором проводит вас к начальнику охраны или представителю администрации рынка для выяснения целей и причин фотосъемки и непривычных вопросов. Так, например, ходившие за автором этой статьи охранники рынка на Текстильщике, по-видимому, долгонько пугавшиеся его активности и длины объектива, все-таки решили исполнить долг и обратились к нему со словами: «Друг, ну ты же понимаешь – у нас работа», после чего попросили пройти к своему начальнику. Тот, в свою очередь, вообще оказался милейшей души человеком и после двух слов журналиста о необходимости освещения в региональной прессе вопросов насущных, в частности «рыночных», с улыбкой заявил: «Всего вам доброго!»
Кстати, на том же Текстильщике, который в народе давно называют городом-рынком, легче всего оказалось узнать ситуацию с качеством товара – и продавцы, и администрация без проволочек показывали нам все имеющиеся документы, заверенные санитарными и другими контролирующими службами. Что касается цен и сервиса, то, по мнению жителей Донецка, Текстильщик хоть и славится компетентными, опытными продавцами (как одежды, так и продуктов), но ценами не балует.
Периферия – наше все?
Возвращаясь к больной для многих «мужей с машинами» теме поездок на рынки, расположенные рядом с сельскохозяйственными районами, отметим сразу: конечно, продукты оттуда априори качественней – все-таки взращенные заботливыми руками исконных аграриев, а не, упаси Господь, генетически выведенные для супермаркетов и растущие сразу в полиэтиленовой упаковке со штрих-кодом. Однако нам, как служителям истины, важны доказательства – и с ними все обстоит по-другому. Так, на Трудовском рынке уже пару лет работает целый филиал, созданный специально для тех, кто еще в конце двухтысячных торговал чуть ли не на проезжей части. Теперь для них выделена отдельная территория, у входа на которую расписаны правила для торговцев. Каким же образом они контролируются, нам узнать не удалось – в восемь утра, когда активность рынка была в самом разгаре, встретиться с администрацией не получилось – по словам охранников, никого из ее представителей «нет, так как вопросы решают…». Зато, конечно, рынок на Трудовском радует и ценами, и завлекающими мероприятиями – от архаичных, но таких милых зазывал до импровизированного концерта бит-группы ветеранов Афганистана.
Ближе к людям?
Самым объединяющим фактором всех рынков, как показалось, является колоссальная разговорчивость и одновременно стеснительность продавцов: поговорить просто о жизни – легко! На камеру или диктофон – ни-ни! Спрашиваем: «Чего-то боитесь?», отвечают: «Макияж не тот и голос некрасивый».
Одним словом – торговцы: изворотливые, умудренные, такие, в общем, что палец в рот не клади. Но что приятно – сами же они, кажется, в большей степени и в первую очередь выступают за улучшение условий их работы и все то, что привлекает покупателя. Хотя, как тоже выясняется, среднестатистический покупатель, к сожалению, лучше пойдет на грязный стихийный базар – в погоне за дешевизной.
Власть, по своей ли воле, по требованию ли времени, понимала необходимость улучшения ситуации в сфере розничной и мелкооптовой торговли и шла на кардинальные перемены путем радикальных мер.
Так, до сих пор неискоренимы неподдающиеся современному пониманию сверхстихийные рыночные образования на том же Горсаде, в окрестностях того же Текстильщика, на Соловках в Ленинском районе, на Калининском рынке и т.д.
Об областных райцентрах вообще не хочется много говорить. По словам опрошенных донетчан, пожалуй, только Краматорск в «рыночном вопросе» выделяется – недавно построенный новый рынок (их всего два в городе) радует покупателей и ценами, и сервисом, и чистотой, и оставшимися прежними проверенными продавцами. В Харцызске же, наоборот, – люди предпочитают рынку супермаркеты и ходят на базар в случае отсутствия необходимых, нетипичных для магазинов продуктов. Святогорск, Урзуф, Мелекино – сельская составляющая на рынках этих курортов остается основной, а потому, хоть и при видимом желании сохранить порядок, базар остается базаром.
Будущее?
Когда автор этих строк общался с директором Крытого рынка в Донецке, ему запомнились слова главного администратора центрального рынка столицы Донбасса: «Фотографировать? Не вопрос – вы работаете, мы работаем. Снимайте нашу работу. Лица людей – их личное дело». Вот так – коротко и ясно. И адекватно. Дело за малым – давайте все вместе сделаем так, чтобы если и базар – то хороший базар.
Александр КОВАЛЕНКО, фото автора