В день празднования 10-летия донецкого ансамбля «Септет-джаз» на вопросы газеты «Жизнь» ответил его бессменный руководитель Александр Куслин.
Сегодня «Септет-джаз» – один из самых популярных коллективов Донецкой филармонии, прославившийся далеко за пределами нашей области. Все десять лет существования джаз-бэнда им руководит Александр Куслин – корифей донецкой джазовой сцены, директор Донецкого музыкального училища и просто хороший человек.
Наше общение с Александром Васильевичем проходило в перерыве между репетицией и выступлением – 10 декабря «Септет-джаз» приготовил для всех своих почитателей юбилейный концерт, участие в котором, помимо членов нынешнего состава, приняли и его друзья – музыканты, игравшие в ансамбле в разные годы, а также камерный оркестр «Виола».
Александр Васильевич, считается, что каждый ансамбль создается с какой-то целью: кто-то хочет поиграть для себя, а кто-то наоборот – ездить с гастролями, снискать признание и славу. О чем мечтали вы, создавая «Септет-джаз»?
Ну, уж точно не с целью прославиться. На тот момент каждый из нас играл разную музыку, потом появилась возможность собраться именно филармоническим коллективом, репетировать, искать свой стиль. При этом параллельно каждый музыкант ансамбля продолжает играть в других проектах и разных направлениях. Это видно и по репертуару – кроме джаза, есть вкрапления и рока, и классики. Но, тем не менее, сохранено желание играть вместе и создавать новую, качественную программу.
Известно, что ваш коллектив – практически единственный в Украине постоянно играющий джазовый филармонический ансамбль. В чем уникальность такого проекта?
Уникальность в том, что в период концертной деятельности филармонический коллектив проводит постоянную просветительскую работу. У ансамбля есть стабильный цикл концертов, рассчитанных не просто на любителей джазовой музыки, а на самую разную публику. Мы играем для всех. То есть не нужно эпатировать публику, играя откровенный авангард, но позволить каждому пришедшему услышать джаз так, чтобы ему это было доступно, чтобы он не уходил в недоумении.
Легендарный джазмен и, кстати, тоже тромбонист Гленн Миллер был известен жесткими методами управления ансамблем. Как строятся отношения между руководителем «Септет-джаза» и его музыкантами?
Я не уверен, что жесткими, диктаторскими методами можно долго удерживать большой коллектив, особенно такой живой и творческий. Да, руководитель должен быть строгим. Но и мне, управляя коллективом, нужно понимать, что сам должен всегда быть на уровне, то есть быть строгим и требовательным по отношению к себе.
Что вы можете назвать главным достижением коллектива за эти 10 лет и чего пожелаете своим коллегам?
Главное достижение – то, что ансамбль все эти годы существует, и музыка продолжается. Вообще, я хочу сказать, и как руководитель ансамбля, и как директор музыкального училища – нужно радоваться и гордиться тем, какого уровня достигла культурная жизнь в Донецкой области. Столько проектов, инициированных творческими коллективами, поддержанных областными органами власти – такое не везде увидишь. А пожелать я могу всем только самого главного: здоровья и благополучия! Чтобы были условия и возможность играть, чтобы музыканты чувствовали себя достойно. Очень надеюсь, что будет продолжаться поддержка и нашего училища, здание которого требует реконструкции. Конечно, сегодня есть много проблем и вопросов, но видя желание множества людей развивать культуру, и желание приходить на концерты, я уверен, что все будет хорошо!
Александр КОВАЛЕНКО, фото автора