
«Песня для изгоя» – фильм 2003 года, он призван напомнить о вечных темах, не зависящих от времени или места событий.
Эшлин Уолш успела зарекомендовать себя как режиссер сериалов, но потом ей захотелось попробовать свои силы в полнометражном кино. Она точно знала, что порой жизнь дарит такие сюжеты, на какие способен не каждый сценарист. Зритель переносится в 1939 год, в ирландскую католическую школу (заведение, куда попадают дети из малообеспеченных семей и трудные подростки). Сюда приходит новый учитель Уильям Франклин (Эйдан Куинн). Он преподает юным послушникам литературу и находит себя в доме Господа после потери близкого человека. В школе царят практически фашистские порядки, остальные учителя настроены к нему совсем не доброжелательно. Стараясь помочь мальчикам, но не желая потерять работу, Уильям понимает, что лучший способ показать им, как отстоять вещи, в которые они верят, – это навсегда изменить их самих.
Фильм правдивый, честный и открытый, чувственный и трогательный. На самом деле его тема до банальности проста – добро и зло, человечность и жестокость, милосердие и безжалостность. Та «песнь для изгоя», которую создает Уильям, для брата Джона (Айэйн Глен) становится настоящим кошмаром. Именно конфликт этих двух людей, перерастающий в противостояние двух систем, является стержнем картины.
С актерской работой справились все – и опытные профессионалы, и совсем юные исполнители. Дети – это не просто ученики школы. В каждом чувствуется индивидуальность, каждый стремится рассказать только свою историю, передать собственные эмоции. Для начинающих актеров это сложная задача, ведь даже не все их взрослые коллеги с этим справляются.
Смотреть «Песню для изгоя» обязательно надо по нескольким причинам. Во-первых, фильм производит сильное психологическое и эстетическое впечатление. Во-вторых, его гуманизм разрушает оболочку скептицизма и цинизма, в которую мы часто облачаем наши мысли и суждения о мире.
Единственный режиссерский акцент, способный вызвать недовольство у притязательного зрителя, – религиозный. В отдельных моментах особенно бросаются в глаза католическая символика, молитвы, обряды, выступающие в картине символами духовного рабства.
Но предъявлять претензии к Уолш нет смысла. История имела место быть, а режиссер просто перенесла ее на экран с целью напомнить о том, чего своей работой добивался Уильям Франклин, – добро всегда побеждает зло. Только в реальной жизни цена может быть слишком высока.