Новые проблемы – прежние решения
Продолжающийся спад спроса на продукцию метпредприятий уже заставил пересмотреть свои производственные планы не только европейские, но и азиатские металлургические компании.
В отечественной металлургии также отмечаются сложности со сбытом продукции. И хотя масштаб проблем еще не достиг кризисного уровня, рецепт успеха за эти годы не изменился – модернизация и развитие внутреннего рынка.
Спад на мировом рынке стали, начавшийся еще в сентябре, не прекращается, хотя цены на стальную продукцию за последние два с половиной месяца успели понизиться на 12-15%, или на 90-110 долларов за тонну. Более того, прогнозы на декабрь и начало 2012 года выглядят довольно пессимистичными. Меткомпании сокращают производство, реагируя на снижение спроса на стальную продукцию, но делают это недостаточно быстро.
Не ждут
За последние два-три года США и Турция, страны Евросоюза, Латинской Америки и Африки, куда украинские сталевары традиционно поставляли свою продукцию, ввели в эксплуатацию собственные мощности, что фактически закрыло эти рынки для украинских поставщиков. С учетом этого обострилась конкуренция и на остальных рынках сбыта продукции наших металлургов. “Об этом мы говорили еще два года назад, а сейчас пожинаем плоды. Ситуация для нашей металлургии сложная, даже если внешние рынки поднимутся и это принесет нам какой-то успех. Если мы не извлечем уроки — нам ожидать нечего”, — считает генеральный директор госпредприятия “Укрпромвнешэкспертиза” Владимир Власюк.
Единственное, что может ненадолго подхлестнуть рынок, по оценкам экспертов, – это необходимость трейдеров пополнить складские запасы к концу года, пользуясь падением цен. Это может привести к временному оживлению и даже к небольшому росту стоимости продукции металлургов, однако не решит существующих проблем.
Несмотря на программы подготовки к Евро-2012, внутренний рынок металлопроката вырос всего на 1,1 млн. тонн. При этом наше машиностроение все больше потребляет импортного металла.
В целом переизбыток производства стали привел к тому, что сейчас все предприятия оказались в жерновах конкуренции. “Снизу на предприятия давит увеличение себестоимости, потому что растет в цене сырье, сверху давление — избыток мощностей (около 500 млн. тонн стоят незагруженными), это диктует жесткую конкуренцию на рынках, — отмечает Власюк. — В эти жернова попадают прежде всего предприятия, которые не имеют своей интеграции в сырьевое производство и которые не имеют запасов конкурентоспособности и снижения себестоимости стали“.
Проанализировав сложившуюся в мире ситуацию, эксперт делает неутешительный вывод. По его мнению, после кризиса Украина стремительно теряет наработанные годами экспортные рынки — в 2011 году отрасль надеется выйти на цифру 23 млн. тонн (в 2010 году — 23,8 млн. тонн, в 2007 году — 28,2 млн. тонн). ”Как видим, Украина снизила результат, хотя в этом году в мире был прирост по потреблению стали в различных регионах, — говорит Власюк. — В частности, мы снизили объемы экспорта продукции в Турцию (плоский прокат) — на 2,7 млн. тонн, в страны Африки и Ближнего Востока — на
2,5 млн. тонн, в США — на 1,8 млн. тонн”.
Правда, есть положительная динамика экспорта продукции в страны Евросоюза. Так, в 2011 году Украина увеличила экспорт на
1,8 млн. тонн. Но эта цифра малоутешительна, ведь продукция, которая туда поставляется, — преимущественно полуфабрикаты. К тому же этот успех во многом был достигнут благодаря тому, что с нашего металлопроката были сняты ограничения после вступления в ВТО. Однако присутствие украинской металлопродукции на этих рынках находится под постоянным вниманием, и возникновение проблем напрямую зависит от того, насколько активно мы конкурируем с европейскими производителями. Эти рынки могут быть закрыты для наших металлургов в любой момент.
Внутренние резервы
К перечисленным экспортным осложнениям добавляется и то, что внутренний рынок тоже растет слабыми темпами. Согласно прогнозам, в Украине за год будет потреблено около 8,6 млн. тонн проката (и отечественная, и импортная продукция). Даже несмотря на запущенные программы подготовки к Евро-2012, продажи металлопроката выросли всего на 1,1 млн. тонн. Самый большой прирост произошел в строительстве и машиностроении. “Если он (прирост) и происходит, то все равно наше машиностроение потребляет все больше и больше импортной продукции, — говорит Владимир Власюк. — У нас образовалась оторванность качества металлопроката, который производим мы, от металлопроката, который нужен машиностроителям. По характеристикам сортамент, который производится у нас, не соответствует потребностям машиностроения”.
Решением проблемы, по мнению Власюка, может стать, во-первых, реализация государственных программ по развитию внутреннего рынка, во-вторых — обязательное техническое переоснащение производства. Эксперт предложил, как можно удачно совместить два этих фактора: “Наш металлофонд сегодня составляет 570 млн. тонн, из них полностью изношено 337 млн. тонн, — отмечает эксперт. — При этом весь сортамент, который надо менять, производится у нас. Это портфель заказов металлургов, благодаря которому наши предприятия могли бы работать на внутренний рынок на протяжении пятнадцати лет.
Также необходима организация замещения импорта. Машиностроение ориентируется на импорт, и у нас объемы импорта плоского проката с покрытием увеличиваются — в этом году будет порядка 180 тыс. тонн. У нас хорошая оцинковка, жесть, различная заготовка. И появляются виды проката, которые подходят под импортозамещение“.
Леонид НИКОЛАЕНКО