16 февраля в столице Германии объявят итоги Берлинале. Пока же критики, зрители и журналисты подвели промежуточные итоги.
Большинство фильмов, представленных на Берлинском фестивале, развращены арт-хаусом. В таком кино можно не уметь строить сюжет, писать диалоги, воплощать на экране мысль. Достаточно долго снимать, как человек идет, – и критики назовут это экзистенциальной драмой. Поэтому сценарии пишут режиссеры. Не умеют, но пишут.
Человек выходит из дома. Потом идет. Потом приходит. Сидит, пьет воду, смотрит в сторону. Прошло минут двадцать, но ничего не произошло. Такое кино зовут арт-хаусом.
Арт-хаус развратил кино. Вот такое впечатление оставляет большинство фильмов, которые обычно предлагают современные кинофестивали, Берлинский в этом году – не исключение.
Хорошие качественные фильмы на фестивале уже воспринимаются, как сбой: в экран словно вставили пружину, каждое движение стало содержательным, каждое слово – в яблочко, герои научились быть остроумными и разить не только кулаком, но и фразой.
Это пошел фильм Алена Рене «Жизнь Райли». Рене 91 год, старая школа, старый стиль. Основа стиля – сильная драматургия. Рене взял пьесу Алана Эйкборна и даже решил сохранить театральную, далекую от бытоподобия актерскую манеру. А ощущение, что на экран хлынула сама жизнь. Нам просто напомнили, что экран – не форточка, через которую мы, скучая, рассматриваем улицу. Что кино может доставить, кроме возможности созерцать, еще и удовольствие.
Три пары, у каждой – свои скелеты в шкафу. И некий Джордж Райли, который умирает от рака, но в фильме так и не появится. Впрочем, он и за кадром умудрится выпустить из шкафов все застоявшиеся там скелеты, и герои фильма начинают узнавать о себе и партнерах много нового. Разговорное кино – а действие кажется спрессованным, и есть что играть, есть где развернуться актерам. Ален Рене начинал как бунтарь, он внес в игровое кино документальный стиль. Теперь, спустя почти 70 лет, он бунтует уже против псевдодокументалистики в кино – разжиженной и пустой.
По мнению участников критического жюри журнала «Screen», больше всего шансов укротить «Золотого медведя» у немецкого фильма «Крестный путь», на втором месте – ирландская военная драма «71», на третьем – «Отель «Гранд Будапешт», высокий рейтинг у «Жизни Райли». Правда, рейтинги эти весьма субъективны: сербский критик ставит высший балл боевику о сербской мафии, бразильский – драме о бразильских геях, немецкий – трагедии немецкой религиозной фанатички. А вот датского фильма в конкурсе нет – и датский критик всем недоволен. Нормальные патриоты.
Провал Клуни
Новая картина Джорджа Клуни вызвала бурю негодования и обвинение в подлоге на Берлинском кинофестивале. «Охотники за сокровищами» буквально освистали во время показа на 64-м международном смотре.
Фильм о Второй мировой «Охотники за сокровищами», который снял голливудский актер и режиссер Джордж Клуни, поначалу был в числе самых ожидаемых, однако после просмотра стал главной скандальной сенсацией.
Не спасло «Охотников за сокровищами» даже то, что в нем сыграли главные роли голливудские звезды первой величины – Кейт Бланшетт, Билл Мюррей, Мэтт Дэймон, Жан Дюжарден, Хью Бонневилль и сам Клуни. Герои ленты занимаются поисками шедевров, похищенных гитлеровцами и спасенных американцами. Командa музейных хранителей пополнила ряды армии США под занавес войны. Она героически искала украденные полотна.
Однако на пути американцев, готовых ради Микеланджело отдать свои жизни, встают не только фашисты, но и красноармейцы, коих в тех местах в то время не было. «Как участник тех событий, а не актер, я вам честно скажу: когда в австрийских рудниках мы искали главный гитлеровский тайник с картинами, русских в тех краях и в помине не было. Но это же голливудский фильм. Ребятам нужен был экшен, чтобы завлечь народ в кино, вот и добавили красноармейцев», – сообщил участник военного подразделения по поиску предметов искусства армии США Гарри Эттлингер.
Скандал Ларса фон Триера
Еще один скандал связан с небезызвестным Ларсом фон Триером. Так как фигура режиссера неоднозначна, неудивительно, что и премьера его фильма «Нимфоманка» стала громким событием Берлинале. Накануне на официальном фотоколле Ларс фон Триер предстал перед объективами фотокорреспондентов в футболке с надписью «Персона нон грата Каннского фестиваля. Официальный выбор жюри» с изображением главной награды Каннского фестиваля – «Золотой пальмовой ветви».
Напомним, что скандал разразился в Каннах в 2011 году на пресс-конференции, предшествовавшей показу фильма Ларса фон Триера «Меланхолия».
Тогда режиссер во всеуслышание заявил, что симпатизирует Гитлеру, правда, позже пояснив, что пошутил. Как уточнил художественный руководитель фестиваля Тьерри Фремо, Ларса фон Триера не объявляли персоной нон грата навсегда, а лишь на 2011 год, когда произошел скандал.
Актерский состав «Нимфоманки»: Ума Турман, Шайа Лабеф, Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгард.
К слову, актер Шайа Лабеф также отметился скандалом, появившись на красной ковровой дорожке Берлинского кинофестиваля с бумажным пакетом на голове. В пакете были проделаны отверстия для глаз, а на его поверхности красовалась надпись: «Я больше не знаменит». В прошлом году Лабеф объявил, что отказывается от публичной жизни.
В кинотеатрах Донецка скандальный фильм можно будет увидеть 20 февраля.