Олег Табаков: Когда с радушием встречают, неловко подводить
С именем Олега Табакова связано развитие двух московских театров, а его голос и манера разговора узнаваемы чуть ли не для каждого обитателя постсоветского пространства. В свои 76 лет народный артист СССР выглядит жизнерадостным и полным сил. Подтверждением тому более 80 спектаклей, которые Олег Павлович играет за сезон. Как говорит он сам, «немногие артисты «помета» 1935 года смогут выдержать такой график». 2 и 3 декабря мэтр театра и кино вместе с Сергеем Безруковым представил донецкой публике спектакль «Похождение», а перед выходом на сцену пообщался с журналистами.
Олег Павлович, порадовала ли вас донецкая публика?
Донецкая публика встретила меня точно так же, как принимала меня советская публика. Этим вы не отличаетесь от других регионов бывшего Советского Союза. Тем не менее, я приехал сюда потому, что в прошлый раз мне здесь было хорошо.
В прошлом году вы говорили, что хотите посетить «Донбасс Арену». Вам это удалось?
А я ее в прошлом году и посетил. И полагаю, что человек, который дал деньги на «Донбасс Арену», во-первых, любит свой город, а во-вторых, среди своих многотрудных занятий по умножению денег находит время и возможности таким образом выразить свою признательность и любовь к городу.
Поговаривают, что перед спектаклем вы предпочитаете вздремнуть…
А как же! Я играю, скажем, в «Амадее», «Тартюфе» или в «Сублимации любви» и за спектакль теряю 600-700 граммов в живом весе. Если есть возможность, стараюсь набраться сил. Ведь когда с радушием встречают, как в вашем городе, неловко подводить. Я стараюсь не подводить уже 53 года.
Какая из сыгранных ролей самая любимая?
У меня пятеро внуков, я и то не знаю, кого из них люблю больше! Наверное, либо младшего, либо того, кто болеет. Нет любимых ролей. Про роли можно говорить иначе: эта роль принесла столько звезд на погоны, а эта – еще что-то.
В документальном фильме Леонида Парфенова «Птица–Гоголь» вы исполнили роль чтеца документов и писем писателя. Удалось ли в процессе работы узнать что-то новое о личности Гоголя?
Я полагаю, что до начала работы над этим фильмом я знал никак не меньше того, что знал после работы над ним. Николай Васильевич Гоголь относится к той литературе, которая особенно мне дорога.
Во всяком случае, в своей жизни я несколько раз пересекался с этой литературой. В 1968 году, когда я был еще достаточно молод, чешские коллеги предложили мне сыграть роль Хлестакова в пьесе «Ревизор» самого продвинутого пражского театра «Чиногерны клуб». С этой страной у меня случилась любовь, и только в феврале 1968 года я 24 раза играл эту роль.
Денег заработал кучу! Когда я уезжал, а в ту пору было принято отдавать половину своего гонорара государству, посол СССР в Чехословакии Степан Васильевич Червоненко сказал мне: «Олег, уезжая в Москву, ты увозишь оборудование для двух городских поликлиник». Такими были материальные результаты моей любви к Гоголю.
Олег Павлович, вы всегда говорите, что вы не режиссер, а кризисный управляющий...
Думаю, что на 600 театров, которые Российская Федерация содержит на государственные средства, профессиональных театральных менеджеров не более 10% от общего числа.
Когда я начал руководить Художественным театром, я ввел правило, согласно которому каждый сотрудник получает на своего ребенка 12 тысяч рублей. С будущего года мы также сделаем поправку на инфляцию. Никто не рекомендует мне этого делать, и денежные поощрения созданы не для того, чтобы на встрече с журналистами артисты рассказывали об этом. Вы поймите, что те деньги, которые предлагают как жалованье актерам, – деньги оскорбительные. Практика театра, которым я занимаюсь, показывает, что все-таки можно по-другому оплачивать труд. И, оказывается, можно своими силами менять жизнь к лучшему. Медленно, помалу, но можно.
А что скажете о кризисе в кино?
Кризис очевиден, и чего по этому поводу словоблудничать? Придет время, придут талантливые люди и, думаю, все будет в порядке. Профессионалов же не хватает не только в кино – у нас их не хватает глобально. На мой взгляд, дилетантизм – побеждающее направление.
Дилетантов в кино так много, что нет языка, на котором можно с ними разговаривать, чтобы быть понятым правильно, а они, в свою очередь, могли выразить в доступной форме свои мысли. Из того, что я видел в последнее время, наиболее значимыми мне представляются фильмы «Елена» Андрея Звягинцева и «Дом» Олега Погодина. Эти два фильма, как мне кажется, про самое важное – про то, что 50 лет тому назад диагностировал самый крупный драматург Советского Союза того времени Александр Вампилов, – «рак совести» у человека. Эта болезнь не всегда приводит к смерти, иногда представляется вялотекущим процессом.
А партнера по сцене – Безрукова считаете профессионалом?
Конечно. Он хорошо обученный, одаренный актер. Я думаю, что Сережа – очень честный профессионал, но иногда он переоценивает свои силы и берет несколько больше праведных трудов для того, чтобы полноценно восстанавливаться.
Наталья ЛЕХАН