Александр Кравцов: «Задача реформы образования – обеспечить рынок труда квалифицированной рабочей силой»
Реформаторские инициативы украинского правительства сегодня сосредоточены на нескольких направлениях. Вместе с тем, очевидным фактом для всех является то, что успешное проведение реформ требует наличия профессиональных кадров, которые, безусловно, должна генерировать сфера отечественного образования. Насколько она справляется с поставленной задачей?
Об этом шел разговор с заместителем председателя Донецкого областного совета Александром Кравцовым.
Александр Алексеевич, не считаете ли вы, что на фоне других проблем, которые кажутся куда более важными, реформе образования уделяется недостаточно внимания. Но ведь с образования начинается все и, думается, такая реформа давно назрела…
Безусловно, назрела, хотя мы решили начать в регионе все-таки с очень сложной реформы здравоохранения, она уже идет. Но вернемся к реформе образования – каковы ее предпосылки? На сегодняшний день мы столкнулись с ситуацией, когда в области на одного учащегося ПТУ приходится 7 студентов вузов. Налицо громадный дефицит рабочих кадров при том, что заработная плата рабочих значительно выше, чем зарплата специалистов!
К примеру, тот же учащийся ПТУ по завершении учебы получает разряд, идет на завод, и спустя, допустим, 2-3 года его заработная плата превышает 3 тысячи гривен. Одновременно такой же выпускник института, поступив на работу, получает стартовый оклад в полторы тысячи гривен, который у него остается и спустя три года.
Тем не менее, повторюсь, дефицит рабочих профессий на сегодняшний день весьма ощутим. Значит, в системе образования существует какой-то дефект. Такой же дефект – в системе высшего образования. Мы интенсивно выпускаем на рынок экономистов, маркетологов, менеджеров, бухгалтеров, юристов, «белых воротничков», а инженерные специальности все менее и менее востребованы. Вступительная кампания нынешнего года показала, что конкурсы на инженерные специальности, скажем, в ДонНТУ скромные, но зато конкурсы на управленческие специальности в университете управления, в университете экономики и торговли им. Туган-Барановского колоссальные! Вдумайтесь в цифру: 14 человек на место!
Поэтому реформа системы образования, безусловно, нужна, и задача этой реформы одна: обеспечить рынок и производственную сферу квалифицированной рабочей силой.
«Нужно ли нам столько вузов и кого они выпускают на рынок? Если они выпускают реализаторов, которые потом работают в торговле, на базарах, зачем нужны такие вузы и зачем такие дипломы?»
Какие сложности лично вы видите в проведении этой реформы?
Наши образовательные заведения на сегодняшний день имеют разную подчиненность. Если мы говорим о высшем образовании, то у нас есть частные вузы и государственные. Государственные вузы управляются Министерством образования и науки Украины. В свою очередь, мы не можем из областного бюджета финансировать программы вузов, хотя у некоторых из них есть очень интересные программы и очень интересные проекты. В частности, мы сейчас работаем с Донбасской государственной академией строительства и архитектуры, однако не можем финансировать ее проекты из областного бюджета, потому что это государственное учебное заведение и должно финансироваться из госбюджета.
Другая проблема: кроме вузов у нас есть большое количество профессионально-технических училищ, их больше 110 в области. В прошлом году было принято решение о том, что расходы на заработную плату, коммунальные услуги и энергоносители по данным учебным заведениям будут переданы на уровень областных бюджетов. Мы профинансировали эти расходы в текущем году, около 0,5 млн. грн., но возникает вопрос: а как быть с расходами на развитие этих учреждений?
Во многие из этих ПТУ уже давненько не ступала нога строителя, там надо наводить порядок, делать ремонты, укреплять материально-техническую базу. Нужно передавать эти учебные заведения на областной уровень, но с соответствующим финансированием, потому что изыскать средства из областных источников очень сложно. Мы и так не располагаем достаточным финансовым ресурсом с учетом огромных потребностей нашей области.
А вопрос финансирования школ? Кстати, какова ваша позиция относительно пресловутой «оптимизации», наделавшей немало шума?
Школы финансируются за счет городских и районных бюджетов. Их у нас больше 1100 в области, и в текущем году было очень много критики по поводу закрытия школ, но я вам хочу сказать, что критика эта в большей степени имеет политическую основу. Судите сами: за год в Донецкой области закрыли 12 школ, для сравнения, в Полтавской – 46 школ. Почему никто не говорит о Полтавской области, а говорят о Донецкой? Есть области, которые закрывают десятки школ, а мы за два года закрыли всего 35 школ.
Облсовет в соответствии с действующим законодательством не может влиять на этот процесс финансово, потому что школы финансируются из бюджетов городов и районов, и местная громада принимает решение, нужна им школа или нет.
Некоторые проекты в сфере образования мы финансируем. Буквально в сентябре-октябре по обращению депутатов мы выезжали в Докучаевск, в облсовете была организована рабочая группа по поводу аварийного состояния ряда школ. Это школы № 3 и № 5, мы их осмотрели, сделали все возможное, чтобы выделить им средства в размере 1,5 млн. грн. Однако в целом все недостатки в школах городов и районов невозможно закрыть областным бюджетом.
Суть реформы в любом случае будет касаться оптимизации сети учреждений образования. От этого никуда не уйти. Мы должны определиться с необходимым количеством школ, ПТУ, вузов, которых в Донецкой области больше 50. Нужно ли нам столько вузов и кого они выпускают на рынок? Если они выпускают реализаторов, которые потом работают в торговле, на базарах, зачем нужны такие вузы и зачем такие дипломы? И что это за уровень высшего образования? Давайте говорить правду: украинское образование коммерциализированно, его престиж значительно девальвирован.